Впервые на Среднем Урале бизнес обратился к услугам медиаторов

Предприятия Свердловской области начинают интересоваться медиацией. Пока речь идет о единичных случаях. Однако юридическое сообщество региона пророчит бизнес-медиации большое будущее.

Напомним, медиация - это досудебный способ разрешения конфликтов при участии третьего лица. Медиаторами могут выступать прошедшие специальную подготовку судьи, нотариусы, адвокаты, менеджеры или руководители предприятий. Посредник организует переговоры между спорящими сторонами, разъясняет преимущества внесудебного урегулирования конфликта и его отличие от судебного разбирательства, помогает найти вариант решения проблемы, который будет соответствовать интересам обеих сторон. Истцу и ответчику посредничество дает возможность быстро разрешить вопрос и не тратиться на судебные издержки. При этом разгружаются суды, которые сейчас завалены мелкими делами (например, на Урале средняя нагрузка на одного арбитражного судью составляет около 60 дел в месяц - это в четыре раза больше научно обоснованной нормы).

Уральский федеральный округ можно назвать пилотной площадкой, на которой обкатываются механизмы внедрения медиации. Эксперимент начался здесь в 2007 году при поддержке Верховного суда и Высшего Арбитражного суда РФ. Сейчас на Урале работает 100 обученных специалистов-медиаторов, из которых 75 - в Свердловской области. При двух среднеуральских вузах работают учебно-методические центры, которые обучают будущих посредников технологиям медиации.

- Судьи Арбитражного суда Свердловской области прошли обучение навыкам примирительных процедур, - отмечает его председатель Ирина Решетникова. - Теперь от 25 до 36 процентов исков в арбитраж у нас заканчиваются мировыми соглашениями. А на тысячу судебных дел приходится только две-три кассации, хотя раньше эта цифра была в несколько раз больше.

Процедурами медиации начал интересоваться и местный бизнес. Как рассказала корреспонденту "РГ" руководитель одного из учебных центров Светлана Загайнова, ведутся переговоры с несколькими крупными промышленными компаниями, желающими обучить своих сотрудников технологии посредничества. Сертификаты медиаторов уже получили специалисты семи юридических компаний, которые в свою очередь будут помогать бизнесу не доводить споры до суда.

- Я думаю, использование технологий медиации полезно для бизнеса, - считает Ирина Решетникова. - Особенно для крупных компаний, у которых периодически возникают спорные моменты с партнерами. Пока в Свердловской области практику примирительных процедур активно использует только одна компания. Хотелось бы, чтобы их было больше.

Как пояснила Светлана Загайнова, бизнес-медиаторы могут работать по двум направлениям. Во-первых, это разрешение конфликтов внутри компании: между различными направлениями или отделами, работником и работодателем, менеджерами разных звеньев или одного звена. Во-вторых, это общение с контрагентами, партнерами, поставщиками и фирмами, которые работают с этой компанией на аутсорсинге.

- С одной стороны, медиатор контролирует стабильность работы компании изнутри, - отмечает Светлана Загайнова. - С другой - позволяет не доводить до суда и выгодным образом разрешать внешние конфликты. Я общалась со специалистами одной екатеринбургской компании, которая использует технологии посредничества. С тех пор, как на предприятии появился медиатор, число судебных исков этого предприятия сократилось в несколько раз.

Компетентно

Алексей Санин, начальник департамента правового обеспечения ОАО "МРСК Урала":

- У нашей компании есть опыт использования примирительных процедур с участием профессиональных посредников из юридической академии. Например, в спорах по вопросам технологического присоединения с одним из крупных потребителей. В арбитражный суд был подан ряд исков, планировалась подача новых. После проигрыша нескольких судебных процессов потребитель обратился к профессиональному посреднику, который в свою очередь предложил МРСК Урала урегулировать конфликт. В рамках процедуры медиации было проведено несколько встреч, по итогам которых подписано мировое соглашение по целому спектру спорных вопросов. Условия соглашения в настоящее время сторонами исполняются. (Отмечу, что ранее со стороны нашей организации предпринимались попытки урегулировать спорные отношения с этим потребителем и договориться, однако понимания и желания с его стороны мы не встречали).

Кстати, осознавая преимущества и эффективность медиации, мы понимаем и то, что эта процедура, не имеющая временных рамок, может быть использована недобросовестными сторонами для затягивания сроков и последующего ухода от исполнения обязательств. Поэтому к медиации мы намерены прибегать только в отношении проверенных контрагентов и исключительно в сложных ситуациях.