Бурная дискуссия о реформе государственных муниципальных учреждений - на самом деле дискуссия о работе исполнительной власти: насколько эффективно она тратит налоги, которые мы платим.
Этот неожиданный тезис дважды повторила вчера заместитель министра финансов Татьяна Нестеренко на "круглом столе" "Реформа государственных учреждений - за что придется платить россиянам?".
Напомним, в мае этого года президент подписал закон, связанный с совершенствованием правового положения государственных муниципальных учреждений - больниц, школ, музеев, театров.
Часть людей уверены, что со вступлением закона в силу с 1 января 2011 года и переходом бюджетных учреждений в автономные, "новые бюджетные" и казенные, то есть на иные формы финансирования со стороны государства, в стране не останется бесплатного образования и медицины, а библиотеки, театры и музеи в связи с нововведениями чуть ли не прекратят свою деятельность.
Мифы и страхи вчера развеивали вместе с Татьяной Нестеренко ее коллеги из ведущих "социальных министерств" - образования, культуры, здравоохранения. А также авторы громкого закона.
Госзадание на УЗИ
Во-первых, развеяла главный миф Нестеренко, бесплатное образование и здравоохранение не исчезнут с принятием закона о бюджетных учреждениях. Государство для начала приведет "в чувство" "зарвавшуюся систему", которая сегодня царит в бюджетных учреждениях, предоставляющих платные услуги. "Впервые в законе появилась норма с требованием прописывать в уставе учреждений здравоохранения, образования и других заведений исчерпывающие перечни платных услуг, кто их утверждает, их размер, на каких условиях оказываются", - пояснила Нестеренко. Как сказал директор департамента развития медицинского страхования минздравсоцразвития Владимир Зеленский, отечественное здравоохранение платным стало уже давно. И пациентам по большому счету все равно, в какой форме - казенной, "новой бюджетной" или автономной - будет работать отныне его районная поликлиника. Главное, чтобы государство финансировало здравоохранение. "На бесплатную медицину в прошлом году оно потратило 1 триллион 300 миллиардов рублей. Это приличные деньги", - заметил представитель минздравсоцразвития. Неприлично, по его словам, то, что при этом не существует жесткого водораздела по платным услугам. Непонятно, почему в одной госполиклинике одна и та же услуга предоставляется бесплатно, а в другой за нее платят. Теперь между платными и бесплатными услугами в госучреждениях будет проложена четкая черта. А платные услуги в больницах будут оказываться только сверх госзадания. Сегодня, прояснил Зеленский, один из главных недостатков старой системы финансирования медицинских бюджетных учреждений, при том, что государство выдает поликлиникам и больницам соответствующие госзадания, определяет критерии доступности бесплатной медицины, а всего таких показателей двадцать, в рамках бюджетных смет проконтролировать эти госзадания и показатели невозможно. Поэтому, делает вывод Зеленский, закон имеет огромное значение не столько для потребителей услуг, сколько для управленцев отраслью. "Только получив этот закон, мы сможем реально перейти к реформе обязательного медицинского страхования в стране, скорейшей разработке и утверждению стандартов лечения", - подчеркнул Зеленский.
Между тем об "общем", как оказалось, представителю минздравсоцразвития говорить было проще, чем о "деталях". И на вопрос "из зала", что если в той же "автономной" районной поликлинике, когда будут легализованы и "опрозрачены" платные медицинские услуги, персонал примется расписывать очередь, к примеру, на бесплатное УЗИ на год вперед, а "платников" станет обслуживать в тот же день, Зеленский с ответом затруднился. Хотя пообещал, что в дополнение к закону чиновники разработают правила предоставления бесплатных услуг.
Необязательный предмет
Ситуацию с платными услугами в образовательных учреждениях - школах, вузах, детских садах - прокомментировал замминистра образования Владимир Миклушевский. Он напомнил, что бесплатное общее, начальное, среднее и высшее образование закреплено в Конституции РФ. А финансирование государством этой бюджетной сферы за 10 лет с 2000 года выросло в 3-5 раз. Кроме того, министерство образования давно разработало, закрепило и зарегистрировало в минюсте образовательные госстандарты, обеспечивающие бесплатное образование в России. И если вдруг какая-то школа перестает преподавать какие-то обязательные предметы бесплатно, у нее просто приостанавливается лицензия", - заявил Миклушевский.
Под новый закон, сообщил замминистра, сегодня ведомство готовит стандарты нового поколения, предусматривающие бесплатные часы по оказанию услуг в школах при внеурочной деятельности. Школу же, по его словам, ждет жесткий контроль бюджетных расходов и желание эффективно тратить финансы. И, разумеется, стимулы. Ведь тем образовательным учреждениям, которые будут качественно учить и воспитывать детей, школьников и студентов, государство, напротив, будет увеличивать нормативы по выделению бюджетных средств.
- В законе нет такого, чего нужно бояться, - включился в разговор один из авторов документа, Лев Якобсон из ГУ- Высшая школа экономики. По его словам, он лишь "вскрыл" ту беду, которая давно случилась с бюджетной сферой. И беда эта, по его словам, связана с крайней неэффективностью использования госсредств. Он особо подчеркнул, что фактически все последние годы в России шла "теневая приватизация" бюджетной сферы. Татьяна Нестеренко сообщила, что в ближайшем будущем вся деятельность власти будет формализована в государственных программах принципиально нового типа. "Вот тогда, к примеру, вокруг образовательных, медицинских программ, которые будут касаться конкретных учреждений, можно будет вести плодотворные дискуссии", - сказала Нестеренко. Кстати, замминистра заранее предупредила россиян о том, что никаких платных услуг в школах не вводится. И призвала родителей школьников, у которых вымогают деньги под прикрытием нового закона о бюджетных учреждениях, обращаться прямо в прокуратуру.
Филармония в бюджете
Что касается культурной сферы, то здесь опасности и рисков для руководителей театров или библиотек, а также их зрителей-посетителей практически не существует. Об этом сообщил генеральный директор театра им. Немировича-Данченко Владимир Урин. Единственная проблема, по его словам, - определение государственного задания для театров, архивов, зоопарков, филармоний. Пока, обсуждая применение закона на практике, руководство театра и минкульт сошлись на том, что, к примеру, госзадание от "наполняемости театров" зависеть уж точно не должно.
А если новые бюджетные или автономные учреждения начнут банкротить в целях завладения их имуществом и земельными участками? На этот вопрос Татьяна Нестеренко ответила категорично: "Такое развитие событий невозможно в силу самого закона". Равно как невозможно отчуждение имущества - недвижимого и движимого - у этих учреждений. Напомним, противники закона считают, что бюджетные учреждения, расположенные в прекрасных зданиях, занимающие престижные земельные участки, станут легкой добычей кредиторов. По словам замминистра, конструкция документа такова, что его авторы сознательно пошли на "несимметричные отношения" между учредителями бюджетных автономных и казенных учреждений и их возможными кредиторами, ограничив последних в правах. В целом, считает она, любые мифы и "страшилки" может развеять только практика. А значит, страхи по поводу нового закона уйдут в процессе его применения.
Закон вступает в силу с 1 января 2011 года, Но на переходный период дается полтора года.