11.06.2010 06:30
    Поделиться

    Игорь Коротченко: Искоренить дедовщину пока не удается

    Гуманизация военной службы поможет справиться с дедовщиной

    Состояние любой армии можно оценить по тому, как в ней обстоят дела с воинской дисциплиной и правопорядком.

    В наших войсках ведется настойчивая борьба с неуставными отношениями, той самой пресловутой дедовщиной, которая стала главным пугалом для призывников и их родителей. Однако надо признать, что искоренить это зло пока не удается. Очевидно, связано это с тем, что традиции дедовщины имеют давние и устойчивые корни и являются отражением общей неблагополучной ситуации в обществе. Вал насилия и убийств, которые демонстрируют нам с телевизионных экранов, падение нравственных и моральных устоев, пренебрежение к базовым демократическим ценностям, среди которых права и свободы личности имеют первостепенное значение, - все это оказывает влияние на формирование негативных тенденций, которые, в свою очередь, затрагивают и армию.

    Но в отличие от прошлых лет сегодня по каждому выявленному факту неуставных взаимоотношений командование и органы Главной военной прокуратуры проводят тщательные расследования, а виновные в казарменном хулиганстве несут ответственность. При этом не остаются в стороне командиры и начальники всех степеней. Такая работа ведется в тесном взаимодействии с Комитетами солдатских матерей, которые наряду с другими общественными организациями осуществляют гражданский контроль за ситуацией в Вооруженных силах.

    Можно ожидать, что снижению уровня неуставных отношений будут способствовать и предпринимаемые военным ведомством меры по гуманизации военной службы. Применительно к российским условиям они носят революционный характер. Это часовой послеобеденный сон для солдат срочной службы, гарантированные два выходных дня в неделю, возможность ходить в увольнения из расположения части в гражданской одежде, усиленные занятия физкультурой и спортом. При этом такие наиболее хлопотные хозяйственные работы, как уборка казарм и прилегающей территории, заготовка продуктов и приготовление пищи, больше не будут отвлекать военнослужащих, они выполняются гражданскими организациями по контракту с минобороны.

    Конечно, не одна только дедовщина определяет негативную статистику. Так, Главной военной прокуратурой отмечается, что в 2009 году почти вдвое увеличилось число зарегистрированных преступлений, связанных с незаконным оборотом оружия. Сохранность оружия и боеприпасов, а также обеспечение безопасных условий их эксплуатации, утилизации и хранения связаны не только с поддержанием на должном уровне боеготовности войск. Они напрямую затрагивают вопросы общественной безопасности. В качестве примера, когда недостатки при хранении и утилизации боеприпасов поставили под угрозу жизнь и здоровье граждан, можно назвать взрыв на 31-м арсенале ВМФ в Ульяновске. Здесь в результате возникшего 13 ноября 2009 года пожара было уничтожено около 120 тонн арт снарядов. При разрывах пострадали и находившиеся поблизости многоквартирные дома. При вывозе неразорвавшихся снарядов с места происшествия при случайном взрыве 23 ноября погибли восемь военнослужащих. Еще двое получили ранения. Только ущерб, нанесенный арсеналу, был оценен в 60 миллионов рублей.

    Есть проблемы и в сфере выполнения гособоронзаказа. Как следует из аудиторских материалов Счетной палаты, в 2009 году государственный оборонный заказ был фактически выполнен наполовину. По количеству заданий (номенклатуре НИОКР) он был выполнен на 41,9%, а по объему работ - на 64,9%. При этом наиболее низкими показателями характеризовалось выполнение гособоронзаказа по фундаментальным и прогнозным исследованиям в интересах обороны и безопасности страны. Соответствующие показатели составили 14,3% и 48,3%.

    Минобороны ужесточает требования к предприятиям оборонно-промышленного комплекса, которые не смогли в установленные сроки разработать новые образцы вооружений и техники. К виновным применяются штрафные санкции. Но очевидна необходимость системных изменений в разработке и закупке вооружений и военной техники, чтобы сделать прозрачной ценообразование, исключить возможность финансовых злоупотреблений.

    Еще одной тревожной тенденцией стал рост числа преступлений коррупционной направленности среди кадровых военнослужащих. Среди фигурантов уголовных дел уже не только офицеры, но и генералы. Борьба с генеральской преступностью ведется в военном ведомстве особенно беспощадно, ряд коррупционеров в лампасах уже отправлен за решетку, впереди - новые судебные процессы.

    Обозначилась также угроза проникновения в Вооруженные силы структур и преступных группировок, занимающихся распространением наркотиков. Афганистан при попустительстве присутствующих на его территории воинских контингентов НАТО перешел фактически на промышленное производство наркотиков, основной поток которых ориентирован на страны СНГ и Россию. Наркомафия ищет возможности расширения рынка сбыта и обращает свой взгляд в том числе и на военнослужащих. Излишне говорить, чем это может обернуться для армии, в руках которой в том числе находится и ядерное оружие.

    Руководство минобороны совместно с органами военной контрразведки ФСБ и ФСКН принимает комплексные меры для того, чтобы сделать воинские гарнизоны территорией, свободной от наркотиков. Но очевидно, что эта проблема должна быть не только армейской. Государство с каждым годом увеличивает расходы на национальную оборону, коренным образом меняя облик армии и флота. В ходе реформ происходит отказ от старых догм и представлений. И надо сделать все, чтобы совместными усилиями, при поддержке институтов гражданского общества исключить любые негативные тенденции в наших Вооруженных силах.

     

    Поделиться