15.06.2010 06:40
    Поделиться

    Банковских клиентов возьмут под защиту специальные уполномоченные

    В России может появиться структура, которая будет решать споры между банками и гражданами без обращения в суд.

    Это позволит разрешать возникающие конфликты гораздо быстрее и с меньшими затратами для обеих сторон. Для граждан услуги посредников будут бесплатными, а их решения - независимыми.

    С такой идеей выступила Ассоциация региональных банков. Этот проект можно будет запустить уже в следующем году, считает вице-президент ассоциации Олег Иванов. Речь идет об учреждении института уполномоченного по защите прав банковских клиентов, или финансового омбудсмена. Помимо ассоциации к идее готовы подключиться Международная конфедерация обществ потребителей (КонфОП) и Ассоциация юристов.

    Сейчас, поясняет Иванов, недовольные поведением банков граждане обращаются, как правило, сразу в несколько инстанций - Роспотребнадзор, Центробанк, общество защиты прав потребителей. Но в конечном итоге определить, кто прав - банк или клиент, - может только суд. Но суды буквально завалены такими делами, на быстрое рассмотрение споров не хватает ни рук, ни времени. В прошлом году, к примеру, было 25 тысяч исков, связанных с защитой прав потребителей в сфере финансовых услуг. Причем это только видимая вершина айсберга - многие граждане предпочитают не тратить время на хождение по инстанциям. Для рассмотрения иска в суде необходимо присутствие истца и представителя банка, на который жалуется клиент, вызов свидетелей. Решения приходится ждать месяцами. К тому же сумма иска может быть относительно небольшой - скажем, десять тысяч рублей, но для защиты своих прав гражданину потребуется адвокат, услуги которого обойдутся значительно дороже. Другой путь - урегулирование спора до суда непосредственно с банком, но в этом случае нет независимого арбитра.

    Эту роль и должен выполнять омбудсмен. Его услуги для граждан будут бесплатными. Скорость рассмотрения споров займет от силы два-три месяца, потому что работать арбитр сможет дистанционно. Схема предполагается следующая: омбудсмен получает жалобу от клиента банка, направляет ее для выставления контраргументов в кредитную организацию, затем знакомит с ответом жалобщика. И на основе трех документов - первого обращения, разъяснений банка и последнего ответа клиента, а также действующего законодательства выносит вердикт. Если гражданин будет им недоволен, он сможет все-таки обратиться в суд. При этом решения омбудсмена должны быть обязательны для банков, а в договорах с клиентами они станут прописывать их право обращения к такому уполномоченному.

    Предполагается, что на первом этапе омбудсмен будет решать споры в сфере потребительского кредитования, затем поле деятельности расширят за счет конфликтов, связанных с депозитами, а потом - и споров, касающихся управления ценными бумагами. По словам Иванова, на первом этапе к проекту готовы добровольно присоединиться два десятка банков, занимающие 95 процентов на рынке кредитования без учета Сбербанка. Впоследствии количество участников может вырасти до 200-300 кредитных организаций.

    "Но если участие банков в этой схеме будет добровольным, что станут делать клиенты кредитных организаций, не присоединившихся к проекту?", - возражает гендиректор Агентства по страхованию вкладов Александр Турбанов. По его мнению, нужны законодательные изменения, которые обяжут банки признавать решения омбудсмена и участвовать в этой системе так же, как они должны быть участниками Системы страхования вкладов. Кроме того, предлагает Турбанов, новый институт мог бы действовать под эгидой Центробанка. Один из плюсов такого решения - наличие территориальных управлений ЦБ в регионах. Это обеспечило бы "шаговую доступность" новой структуры. Офис финансового омбудсмена теоретически может финансироваться из трех источников: из бюджета, взносов участников финансового рынка либо за счет средств ЦБ, полагает Турбанов. Кроме того, банковское сообщество рассчитывает на спонсорскую поддержку Всемирного банка. В 2009 году Всемирный банк и минфин готовили отчет по защите прав потребителей на финансовых рынках в России, напоминает Иванов. В итоговой части эксперты рекомендовали нашей стране создать институт финансового омбудсмена. Такие структуры существуют в большинстве развитых стран, в прошлом году уполномоченный по правам клиентов банков появился в Армении.

    Поделиться