15.06.2010 06:06
    Поделиться

    Приморская милиция расследует уголовные дела по фактам нападения на милиционеров

    Подробности и комментарии

    Спецоперация "Вулкан-3" по поимке группы, подозреваемой в нападениях на милиционеров, закончилась в пятницу в Уссурийске. Из четверых человек, засевших на третьем этаже одного из жилых домов, в живых остались двое. Еще двое причастных к преступлениям, по данным следствия, были задержаны ранее. Расследование уголовных дел по фактам нападения на милиционеров продолжается.

    Как это было

    Спецоперация, в которой были задействованы три сотни силовиков, продолжалась около недели. Лес прочесывал ОМОН, наблюдение за местностью с воздуха велось с вертолетов. На дорогах, связывающих приморские населенные пункты, милиционеры проверяли подозрительные автомобили, на въездах в крупные города были размещены настоящие блокпосты.

    Несмотря на это, группе из четырех человек удалось добраться до Уссурийска, который находится в 200 километрах от поселка Кировский, и даже снять там квартиру.

    Во втором по величине городе Приморья, на улице Тимирязева, 73, и произошла развязка. Когда в правоохранительные органы поступила информация о том, где находятся предполагаемые преступники, подходы к дому (это почти самый центр Уссурийска) были блокированы милицией.

    Жителей близлежащих домов эвакуировали, лоточницам приказали срочно свернуть торговлю. Милиция убирала припаркованные автомобили, однако толпу любопытствующих, разместившуюся на относительно безопасном расстоянии, разогнать не удалось.

    Силовики начали переговоры. По громкоговорителю бандитам было предложено сложить оружие и сдаться. В ответ один из засевших в квартире, предположительно Александр Сладких, крикнул: "Мы не сдадимся". После чего раздались выстрелы. Двое сотрудников милиции были ранены.

    - Прицельная стрельба нами не проводилась, - заявил журналистам начальник УВД по Приморскому краю генерал-майор милиции Андрей Николаев. - Один из членов банды сдался.

    По его словам, двое застрелились от безысходности и нежелания попасть в руки правосудия - это Александр Сладких и Андрей Сухорада. Как именно они погибли, еще предстоит выяснить следствию.

    Первым сдавшимся был Владимир Илютиков. Переговоры с последним оставшимся в квартире, Александром Ковтуном, длились почти три часа. Сдался он только после того, как из Кировского привезли его мать. Она, рыдая в трубку мобильного телефона, умоляла сына прекратить сопротивление. Вместе с ней приехала адвокат, которая буквально за руку вывела парня из квартиры.

    Группа в лицах

    Банда зародилась в приморской глубинке, в поселке Кировский. Пацаны общались с детства, занимались спортом и играли...в недетские игры.

    Как стало известно, в 16-летнем возрасте Андрей Сухорада автостопом добрался до Москвы. Там он нашел единомышленников в запрещенной национал-большевистской партии. Он расклеивал листовки, призывающие к бойкоту президентских выборов 2004 года, а потом был отправлен правоохранительными органами в Приморье.

    - Скинхед, - охарактеризовали в милиции Кировского района Андрея Сухораду. Но на этом ограничились.

    Родители Сухорады развелись, когда он был ребенком. Мать была занята своей жизнью, отец - своей. Парень воспитывался у бабушки и деда.

    Александра Сладких тоже воспитывала бабушка. Хотел стать военным, пошел в армию, но во время одного из медосмотров врач увидела на его запястьях шрамы, следы неудавшегося самоубийства в подростковом возрасте. На воинской карьере был поставлен крест. По некоторым данным, после этого он сбежал из части, прихватив с собой оружие. К слову, в милицейских ориентировках он фигурировал как дезертир.

    Не самым благополучным образом складывалась и жизнь самого младшего из группы, Романа Савченко. Его отец в свое время служил в милиции, но был осужден за изнасилование на восемь лет. К слову, он не отрицает, что сын может иметь националистические идеи. Савченко-старший считает, что мотивом присоединения сына к банде могла быть обида на милицию. Якобы ему пытались "пришить" преступление, которого он не совершал.

    Владимир Илютиков был другом Сухорады, жил в полной семье, в достатке. А потом случилась трагедия - при невыясненных обстоятельствах погиб его отец. Тогда говорили, что к его смерти причастны сотрудники милиции.

    Пожалуй, сложнее всего объяснить причину ухода в банду Александра Ковтуна. Благополучная семья, мать работает в суде, отец - врач.

    В чем корень зла

    Теперь, когда банда обезврежена, следственным органам предстоит выяснить причину произошедшего. Существует несколько версий, но ни одна из них пока не рассматривается в качестве основной.

    Начальник краевого УВД генерал Андрей Николаев заявил:

    - Комментарии в интернет-форумах и некоторых СМИ о "ментовском беспределе, толкнувшем мальчишек на вооруженную борьбу", не соответствуют действительности и продиктованы исключительно желанием направить внимание общественности на проблему так называемого "милицейского произвола", оказать давление на правоохранительные органы. А ведь романтизация этих людей может быть крайне опасна. Нам необходимо выяснить и проанализировать причины и условия, толкнувшие участников вооруженной банды на криминальный путь.

    По его словам, в ходе преследования участников банды в лесах Приморья обнаружены многочисленные схроны, оставленные ими. Кроме одежды и продуктов питания в них находились оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, а также предметы с фашистской символикой и литература радикального толка.

    Произошедшее буквально взорвало интернет-пространство. Посетитель одного из сайтов написал: "Надо разобраться, что на самом деле побудило парней на столь жесткие шаги и во всех ли случаях это их рук дело. А иначе их закроют, а подобные случаи начнут повторяться, а этого никому не надо. А разобраться можно только с хорошим адвокатом и при содействии общественности. В идеале было бы неплохо добиться открытого процесса, чтоб и СМИ это снимало. Бесспорно, за то, что совершили, они должны понести наказание, но и те, кто вынудил их на такие шаги, тоже должны его понести".

    Бед преступники натворили немало. Как сообщила старший помощник руководителя следственного управления СКП по Приморскому краю Аврора Римская, по новым данным, первое преступление группировка совершила в феврале 2010 года во Владивостоке. Подозреваемые обстреляли двух милиционеров из автомобиля, когда те хотели проверить документы у водителя. В результате нападения один милиционер был убит, второй ранен.

    Затем злоумышленники совершали кражи, угоны, поджоги в разных районах Приморского края. Подозреваемые похищали оружие и транспорт. Они также совершили еще несколько нападений на сотрудников милиции. Так, 27 мая в селе Ракитном Дальнереченского района был убит дежурный, который нес вахту в здании отделения милиции. В ночь на 29 мая на трассе Спасск-Дальний - Варфоломеевка Яковлевского района был обстрелян патрульный автомобиль, в результате один милиционер был ранен. Следствие полагает, что нападавшие также рассчитывали завладеть оружием. Последний инцидент произошел в ночь на 8 июня в районе села Хвалынка Спасского района. Группа неизвестных обстреляла из автомата двух инспекторов ДПС, дежуривших на дороге. Они также были ранены.

    Не порождать кривотолков

    Можно долго обсуждать эту историю. Но очевидно вот что: в данном случае приморские правоохранительные органы не лучшим образом повели информационную работу. Даже после окончания операции к кому бы ни обращались корреспонденты " РГ", от них, мягко говоря, отмахивались как от назойливых мух. Надо полагать, что это продиктовано не только привычкой "хранить тайну", но и нежеланием отвечать на неудобные вопросы.

    Чего стоит, например, попытка представить Романа Муромцева главарем бандитов. А после этого начальник краевого УВД признал: "...Муромцев в настоящее время находится в розыске за совершение очередного [преступления], никогда не служил в ВДВ. Более того, никогда не имел отношения к банде".

    Это СМИ, выходит, распространяли фото и портреты членов банды и туда же отнесли Муромцева?

    Только 10 июня в полдень помощник руководителя следственного управления Следственного комитета при прокуратуре Приморья Ольга Левченко сообщила, что Роман Муромцев не состоит членом банды, причастной к нападениям на милиционеров.

    "Мы ведем бандитов", заявляли милицейские чины во время проведения операции. И, выходит, "довели" до самого многолюдного места - центра Уссурийска? Разве завершить операцию нельзя было в другом месте?

    А вот еще одна деталь. До начала поисков банды из сообщений СКП было известно, в чем она подозревается. А в заключительные часы ликвидации банды ей уже приписывалось убийство милиционера в феврале этого года во Владивостоке, а также разбои, грабежи, похищение, кражи, устройство лесных схронов с оружием, боеприпасами, взрывчаткой...

    Всем нам понятно: убивать милиционера, как любого другого, - преступление. Но очевидно и другое: правоохранительные органы должны представлять общественности выверенную, правдивую информацию. Чтобы не порождать ненужных кривотолков.

    компетентно

    Александр Сухаренко, директор Центра изучения новых вызовов и угроз национальной безопасности на базе Приморского института государственного и муниципального управления:

    - Отец одного из подозреваемых говорит, что в милиции к его сыну применяли незаконные меры воздействия. Тогда почему не было обращений в прокуратуру? В подобных случаях делу надо придавать огласку, обращаться к Уполномоченному по правам человека и в другие инстанции, чтобы все было зафиксировано. Сейчас необходимо найти мотивы произошедшего, выяснить, что двигало молодыми людьми. Как один из вариантов - месть, но тогда непонятно, почему они мстили не своим конкретным обидчикам. Допускаю, что есть некто, пока находящийся в тени, кто мог руководить действиями этих парней. Но пока мы имеем уголовные преступления, имеем подозреваемых, и, если вина их будет доказана, им грозит наказание.

    Поделиться