15.06.2010 06:50
    Поделиться

    Валерий Выжутович: Власти Киргизии не смогли сдержать натиск разбушевавшейся толпы

    В течение трех дней, с 7 по 9 июня, я на юге Киргизии собирал материал для газетного репортажа. Предполагал в нем рассказать, какова обстановка в Киргизии накануне назначенного на 27 июня референдума по новой Конституции.

    Обстановка в те дни как будто бы не вызывала тревоги. Но я все же спросил губернатора Джалал-Абадской области Бектура Асанова: "После майских событий в Джалал-Абаде вы не опасаетесь новой волны массовых беспорядков?" - "Нет, - ответил он, - ситуация стабилизировалась, мы держим ее под контролем". Через двое суток после этого разговора на ленты информагентств хлынули сообщения: "Поздним вечером в четверг в Оше, где проживает значительное количество этнических узбеков, произошла массовая драка молодежи, которая переросла в беспорядки в разных частях города..."

    О том, готова ли власть предотвратить экстремистские выступления, имеющие целью сорвать референдум, можно было спрашивать и в Бишкеке, адресуя вопрос, например, заместителю главы временного правительства Азимбеку Бекназарову, курирующему правоохранительные органы. Но лучше было интересоваться этим в Джалал-Абаде, где 13 мая толпа сторонников свергнутого президента Бакиева штурмовала здание областной администрации.

    До встречи с губернатором я прошелся по этажам, увидел торчащие из рам осколки выбитых стекол и сделанные пулями выщербы на стенах коридора. И теперь, когда в Джалал-Абаде, перекинувшись из Оша, происходят жестокие столкновения, я еще яснее понимаю: спрашивать, не повторятся ли майские события, было уместнее именно здесь, а не в столице Киргизии.

    Бектур Асанов сперва рассказал, как он стал губернатором Джалал-Абадской области. Он был послом Киргизии в Пакистане. В Джалал-Абад прилетел 7 апреля, когда его единомышленники свергли Бакиева и взяли власть. А 10 апреля он получил предложение возглавить область.

    - Как вы думаете, сторонники Бакиева уже успокоились? - спросил я. - Они не могут вновь спровоцировать беспорядки?

    - Уверен, что нет. В Киргизии не осталось сил, способных поднять народ на бунт.

    - А сепаратистские настроения на юге, где 14 процентов населения составляют узбеки, дают о себе знать?

    - По данным соцопросов, 70-80 процентов граждан не поддерживают сепаратистов. Даже люди Батырова не требуют автономии. И сам Батыров никогда ее не требовал. Он мне говорил: надо выдвигать узбеков на руководящие посты, чтобы узбеков и киргизов во власти было пятьдесят на пятьдесят. Но автономия... Нет, о ней речи не было.

    Кадыржан Батыров - самый богатый узбек на юге страны, а может, и во всей Киргизии. Бизнесмен, лидер местной узбекской общины, основатель и владелец Джалал-Абадского университета дружбы народов. Сейчас он находится в розыске по обвинению в разжигании национальной вражды.

    Так или иначе, новые киргизские власти, занятые подготовкой к референдуму, оказались застигнуты врасплох массовыми беспорядками на юге страны. Были эти беспорядки стихийными или организованными, предстоит выяснить. Киргизский политолог Марс Сариев считает, что тут не обошлось без чьей-то направляющей воли: "Происходящее в Оше может привести к смене формы правления в республике. В частности, у общества может возникнуть потребность "в жесткой руке" - сильном лидере. Возможно и развитие кризиса во взаимоотношениях членов временного правительства".

    ...Щит у дороги, ведущей на ошский базар, напоминает: "27 июня 2010 года референдум (всенародное голосование) Кыргызской Республики". Возможно, эта наглядная агитация уже утратила актуальность. Как проводить референдум в стране, часть которой охвачена жестоким противостоянием, и не лучше ли повременить с народным волеизъявлением - об этом киргизским властям предстоит серьезно подумать.

    Поделиться