Руководители вузовских центров коммерциализации разработок надеются сообща изменить систему внедрения новых технологий.
Ключевым звеном этой системы считаются малые предприятия при вузах. В Воронеже они созданы. Как правило, - не с нуля. Допустим, некий доцент прежде выполнял для завода или фирмы научные исследования "по мотивам" кандидатской. Теперь делает то же самое, но уже как директор ООО, соучредители которого - вуз и организация-заказчик. Однако такие истории успеха редки. Более типична другая ситуация - когда ученый-разработчик, открывая собственное предприятие "на паях" с альма-матер, инвестора не нашел.
- Но вуз не может предоставить ни финансирования, ни помещений, ни оборудования. При этом доля сторонних соучредителей - скромна, - говорит директор центра коммерциализации технологий Воронежского техуниверситета Дмитрий Жиляков. - Максимальный уставный капитал среди четырех наших малых предприятий - 85 тысяч рублей. Для производства это ничто.
Аналогичные примеры приводят и его коллеги. Так, в бизнес-инкубаторе архитектурно-строительного университета три из четырех резидентов реализуют IT-проекты и лишь одно предприятие - технологическое. Если в системы электронного документооборота коммерсанты готовы вкладывать средства, то, скажем, в производство новых защитных покрытий - нет. Вывод: нужны субсидии именно для малых предприятий при вузах. Возможно, в рамках областной программы (такой вариант прорабатывается).
Серьезная проблема - аренда помещений. Бизнес-инкубаторы и технопарки, в том числе при вузах, полупусты: плата высока, да и процедура отбора резидентов может длиться полгода, объясняет директор бизнес-инкубатора ВГАСУ Евгений Яковлев:
- Только мы открылись - три проверки пришло... Потом - оценивали здание инкубатора (чтобы определить арендные ставки), получали необходимые согласования в министерствах, проводили конкурс по отбору резидентов... И тут Росимущество заметило, что одна наша справка была на пару дней просрочена. Составили новую документацию - опять с ошибкой. В общем, слишком много барьеров.
За 11 месяцев аренды в этом инкубаторе надо выложить 100 тысяч рублей (в прошлом году ставка была вдвое выше). Для новоиспеченных бизнесменов многовато - потому ищут полулегальные альтернативы, "договариваются", за символическую сумму снимают комнаты. Евгений Яковлев предлагает субсидировать арендные ставки для околовузовских фирм из бюджета.
Тем временем потенциальные бизнесмены теряют деньги.
- Учредитель - минсельхоз - не разрешает нам вносить в устав вуза изменения, необходимые для регистрации малых предприятий. Мол, правовая база еще не устоялась, - сетует директор офиса коммерциализации инновационных проектов агроуниверситета Владимир Образцов. - Наш ученый придумал фильтр для очистки воды, организовал производство в своей лаборатории, может сделать максимум 30 штук в месяц - а ему заказали пять тысяч! Не взялся...
Львиная доля ученых не способна к предпринимательству. А управленцев для специфического инновационного бизнеса в Воронеже нет, уверен директор центра коммерциализации технологий ВГУ Алексей Сухочев:
- При этом структуры, подобные нашей, не могут "вести" каждого разработчика. Менеджер проекта должен быть соучредителем предприятия, тогда будет заинтересованность в успехе.
На таких условиях работают венчурные инвесторы. В регионе есть соответствующий фонд с долей областных средств. Но с околовузовскими предприятиями он сейчас не работает. "Бизнес-ангелы" готовы вложить в инновационный проект десятки миллионов - если через два года будет прибыль. Однако наукоемкие технологии в производстве столь быстрой отдачи не дают.
В вузах уже задумались над обучением инновационных менеджеров. Евгений Яковлев надеется за несколько лет "сформировать предпринимательское мышление" у старшекурсников, которые хотят поступать в магистратуру или аспирантуру. Алексей Сухочев рассчитывает на введение в ВГУ спецпрограмм - например, на экономическом факультете.