Директор Института катализа СО РАН академик Валентин Пармон удостоен престижной премии за развитие каталитических методов глубокой переработки углеводородного сырья и использования возобновляемых ресурсов. О сути работы он рассказал корреспонденту "РГ".
- Напомню, что катализаторы - это ускорители химических реакций. Когда-то я занимался сугубо поисковыми исследованиями, выявлением каталитических методов преобразования разных видов энергии. Потом оказалось, что многие направления выбраны верно, сейчас в мире наши разработки являются основой для выделения грантов, им посвящены научные конференции.
К примеру, мы создали в Крыму одну из первых в мире каталитических установок для прямого преобразования энергии Солнца в химическое топливо. Ее эффективность более 40 процентов, что до сих никто не превзошел. Смысл в том, что в отличие от электроэнергии, которую надо использовать сразу после ее получения, химическое топливо можно хранить сколько угодно и применить в любой момент.
А можно в химическое топливо преобразовать ионизирующее излучение, что открывает новые возможности для АЭС. Ведь на них обязательно держать стабильный режим работы, но потребление зависит от времени суток. Значит, ночью, когда потребление минимально, излишек энергии надо куда-то направлять. Передавать по проводам? Но это ведет к большим потерям. Намного дешевле транспортировать химическое топливо. И мы создали катализаторы, которые позволили его получать на АЭС из ионизирующего излучения.
Повторяю - это были поисковые работы, которые ждут своей реализации. Но многое уже удалось внедрить. Например, созданы катализаторы для глубокой переработки нефти. Кстати, сегодня число стран, которые могут их делать, меньше, чем тех, кто владеет технологией создания атомного оружия. Это святая святых, куда никого не подпускают. Задача нашего института избавить страну от такой зависимости. Проект реализовывался на основе частно-государственного партнерства. За три года с 2003 по 2006 годы мы на исследования получили от государства 500 миллионов рублей, а внедрение новых катализаторов дало на предприятиях дополнительной продукции - высокооктановых бензинов - почти на десять миллиардов рублей, то есть в 17 раз больше, чем вложено.
Давняя головная боль - сжигание так называемых попутных газов, до 50 миллионов тонн в год. Причина - газы нельзя транспортировать. Мы сделали опытную каталитическую установку по превращению пропан-бутановой франции в жидкие углеводороды, которые сразу можно направлять в нефтепровод или заливать в цистерны.
В 2006-м в Томске Владимир Путин открывал первую в стране особую экономическую зону. Ему показывали нашу технологию получения из этилена сверхвысокопрочного полимера, из которого можно делать даже броню и бронежилеты. У института три завода, что позволяет в трудные годы до 80 процентов бюджета зарабатывать самим. Несколько десятков контрактов ведем с зарубежными фирмами. Но институт - это не только прикладные разработки. По индексу цитирования мы занимаем первое место среди российских химических институтов. В кризисные годы удалось не только сохранить коллектив, но и подготовить много молодежи.