16.06.2010 06:39
    Поделиться

    Дмитрий Медведев спустил на воду АПЛ 4-го поколения "Северодвинск"

    Во вторник президент Дмитрий Медведев встречал сходящий со стапеля атомный подводный крейсер "Северодвинск".

    Подготовка к спуску на воду подводной лодки - церемония для главы государства не новая. В июле прошлого года Дмитрий Медведев также посещал предприятие "Севмаш", где для ВМФ России построена АПЛ "Юрий Долгорукий", ныне проходящая государственные испытания.

    "Новая лодка - это первая многоцелевая лодка 4-го поколения", - заявил президент, поздравляя коллектив завода, чья история, берущая начало в далеком 1939 году, насчитывает 128 спусков на воду атомных субмарин. Очередная АПЛ, считает глава государства, тоже удалась, став примером эффективной реализации очень сложного, масштабного проекта. "Надеюсь, это в целом будет способствовать подъему нашей оборонной мощи", - заявил он.

    Глава государства при этом напомнил, что большинство крупных держав, имеющих свой военно-морской флот, вкладывают огромные средства в оборонительный и наступательный потенциал. И Россия не должна от них отставать. "Россия просто обязана провести эффективную модернизацию военно-морских сил", - подчеркнул Медведев. Именно для достижения этой цели правительству на последнем заседании Совета безопасности была поручена разработка программы развития военного и гражданского кораблестроения. "Одно из ее направлений - создание целой серии кораблей подобного класса, класса крейсера "Северодвинск", - заявил президент. - Будем надеяться, что следующие лодки будут появляться гораздо быстрее".

    Действительно, АПЛ "Северодвинск" была заложена на "Севмаше" еще в 1993 году. Спустя долгие 17 лет атомоход наконец-то сможет увидеть море. А его место в стапельном цеху уже заняла АПЛ "Казань", заложенная на заводе в прошлом году.

    Отечественные верфи Дмитрий Медведев призвал активнее заниматься судостроением - как военным, так и гражданским. В 90-е годы и так было потеряно много времени, и, чтобы наверстать упущенное, ждать больше нельзя. "Верфи должны не только восстанавливать прежние, но и создавать новые кооперационные цепочки, эффективно расходовать бюджетные средства", - напутствовал глава государства.

    подробности

    Досье "РГ"

    Вывод новой подводной лодки - всегда событие, даже для завода, ведущего серийное строительство. А появление на публике корабля, заложенного семнадцать лет назад, - событие в квадрате.

    На "Севмаше" его приближали как могли, но искусственно не форсировали. "Завершение стапельного периода постройки, - заявил "Российской газете" генеральный директор верфи Николай Калистратов, - важнейший рубеж в создании нового корабля. Чем в большей степени готовности он будет спущен на воду, тем быстрее вступит в боевой состав флота".

    Вчера подводную лодку вывели из эллинга с помощью специальной транспортной системы, чтобы переместить по рельсам в плавдок. После этого через выводной бассейн корабль доставят на акваторию завода, где он и совершит свое первое всплытие - с опорных кильблоков притопленного плавдока. Такая многоступенчатая процедура в совокупности и называется спуском на воду новой подводной лодки в технологии, принятой на "Севмаше". И занимает она не один день. Так что вчера головной "Ясень" если и мог искупаться, то разве что под дождем.

    Но это ничуть не умаляет значимости произошедшего. Многоцелевая атомная подводная лодка четвертого поколения "Северодвинск" (проект 885, шифр "Ясень") спроектирована морским бюро машиностроения "Малахит" (Санкт-Петербург) и, как утверждают специалисты, не имеет аналогов. Она несет мощный комплекс вооружения, включая сверхзвуковые крылатые ракеты "Оникс", стартующие из вертикальных пусковых шахт (их восемь). Кроме того, корабль получил новейшие комплексы связи и навигации, оснащен принципиально новой ядерной энергетической установкой. Все эти новшества призваны сделать "Северодвинск" самой малошумной атомной подлодкой в нашем ВМФ.

    Принципиальная компоновка и технические новации головного "Ясеня" - в эти дни предмет оживленной дискуссии в Интернете. Хотя до вчерашнего дня секретным был даже макет АПЛ "Северодвинск", полгода назад подаренный его экипажу. Да и о самом экипаже известно пока немногое: он сформирован на базе 11-й дивизии подводных лодок Северного флота в 2005 году, прошел обучение в учебном центре ВМФ в Сосновом Бору. В октябре 2009 года моряки-североморцы прибыли из Заполярья в Северодвинск. А в декабре 2009 года администрация Северодвинска заключила договор о шефских связях с экипажем одноименной АПЛ. Для ее командира капитана 1 ранга Сергея Митяева это стало легальным поводом появиться перед журналистами вместе с главным конструктором корабля Владимиром Пяловым и мэром Северодвинска Михаилом Гмыриным.

    Акцент

    В отличие от четвертого поколения подводных лодок стратегического назначения (АПЛ "Юрий Долгорукий" с ракетой "Булава") оружие для АПЛ "Северодвинск" прошло все этапы испытаний. Об этом заявил накануне генеральный директор - главный конструктор МБМ "Малахит" Владимир Пялов. По его словам, это крылатые ракеты большой дальности, которые могут поражать цели на большом расстоянии как в море, так и на земле. Год назад в том же стапельном цехе "Севмаша" заложена вторая подводная лодка этого типа - ей присвоено наименование "Казань". Заместитель начальника Главного штаба ВМФ вице-адмирал Олег Бурцев вскоре после этого события обозначил срок приема в боевой состав головного "Ясеня" - лето 2011 года.

    Между тем

    У Белоруссии есть пять дней на то, чтобы определиться с оплатой долга за российский газ. "У нас есть все основания сократить объем поставки газа в Белоруссию пропорционально задолженности перед "Газпромом", - сообщил глава компании Алексей Миллер на встрече с президентом. Дмитрий Медведев предложил с учетом партнерских отношений с соседним государством дать им пятидневный срок для решения. Если долг (а он составляет около 200 млн долларов) не будет погашен, придется применять строгие меры, предупредил он.

    АПЛ "Северодвинск" - схема

    Поделиться