Громкие убийства, разбои, коррупционные скандалы и миллионные мошенничества как-то заслонили другие, не менее чувствительные для обычного человека преступления - карманные кражи.
А ведь на долю "мелких" воришек приходится больше половины всех криминальных событий. Конечно, расстрел инкассаторской машины, покушение на известного деятеля или ограбление ювелирного салона не идет ни в какое сравнение с исчезновением мобильного телефона или кошелька, где лежали всего лишь 300 рублей. Но ведь именно такие пропажи и составляют общий криминогенный фон страны и определяют отношение населения к милиции. По большому счету пенсионерке, сантехнику или, скажем, водителю автобуса все равно, раскроют ли, например, кражу из квартиры крупного бизнесмена. А вот собственный бумажник, пусть даже и с копейками, - жалко. И куда только смотрит милиция?
Источник "Российской газеты" в правоохранительных органах рассказал, что усиление подразделений уголовного розыска, специализирующихся на карманниках, станет одним из важных результатов реформы милицейского ведомства. Предполагается доукомлектование и, возможно, даже расширение штатов. Но главное, для таких сотрудников намечена углубленная специальная подготовка.
Аналитики МВД утверждают, что карманники находятся на вершине иерархии криминального мира. Согласно милицейской статистике, именно из них выходит подавляющее большинство так называемых воров в законе. "Обнести" квартиру или кого-то "мочкануть" в подъезде - любой бандит сумеет. А вот залезть даже в нижнее белье жертве, чтобы никто ничего не заметил и не почувствовал, - высший пилотаж. Тут мало особой чувствительности пальцев и ловкости рук. Необходимо быть стихийным психологом, прирожденным артистом, обладать железной выдержкой. И - силой воли, чтобы посвятить годы ежедневным упорным тренировкам. Понятно, что люди с таким характером и становятся лидерами.
В картотеках уголовного розыска числятся десятки тысяч карманных воров любого пола и возраста - от 10 до 70 лет. Есть даже целые воровские династии, когда деды передают "тайны профессии" внукам.
У каждого профессионального карманника есть своя узкая специализация. Самая популярная - "писаки". Они с помощью лезвий бритв, медицинских скальпелей, других острых инструментов режут сумки, барсетки, верхнюю одежду - куртки, плащи, пальто, шубы, дубленки.
Наиболее престижная специализация - "щипачи". Эти работают исключительно пальцами, могут не только вытащить из внутреннего кармана кошелек, но и снять часы и ювелирные украшения. Известны случаи, когда у женщин незаметно вынимали из ушей серьги.
Есть "ширмачи", которые крадут при помощи прикрытия, например, полиэтиленового пакета с журналами, развернутой газеты. "Трясуны" вытряхивают из карманов жертвы все ценное, "сумочники" специализируются только по носимым в руках предметам, "гонщики" работают на вокзалах и других транспортных узлах. Начинающие воры - "верхушечники", берут только то, что действительно плохо лежит, буквально - на самой поверхности.
Как правило, карманники действуют небольшими "тактическими" группами по 2-4 человека. Роли строго распределены: кто-то отвлекает жертву и внимание окружающих, кто-то - следит за общей обстановкой. При этом могут разыгрываться целые спектакли - изображаться ссоры, рассыпаться вещи из "случайно" раскрывшегося баула, кто-то может упасть в обморок или бурно радоваться случайной встрече с давним знакомым. А самый умелый в это время обчищает чужие карманы или сумки.
Орудуют карманники только в благоприятных условиях - в толпе, на рынках, магазинах, очередях, переполненном транспорте. Поймать с поличным карманного вора, тем более - доказать такое преступление - чрезвычайно трудно. Может, даже тяжелей, чем взятку. Не от хорошей жизни капитан Жеглов подкинул карманнику Кирпичу украденный кошелек (хотя это - не оправдание). Поэтому оперативникам и необходима специальная подготовка. Обычно свидетелей карманной кражи среди случайных прохожих нет. И в судах в роли свидетелей зачастую выступают сами милиционеры.
Кстати, о судах. В МВД корреспонденту "РГ" рассказали, что карманники очень берегут себя и особенно - свои руки. Почти как скрипачи. И никогда не оказывают сопротивления при задержании, тем более - вооруженного. Убегать - да, пытаются, но не более. Наши собеседники не припомнили случая, чтобы пойманные карманные воры оказывали какое-то давление, угрожали потерпевшим, выступающим в суде в роли свидетелей. Эта линия поведения не случайна - многие судьи назначают таким "непротивленцам" минимальную меру наказания, нередко - условный срок лишения свободы. И правда, ведь никого не убили.
Досье "РГ"
В среднем российском городе может действовать до 2 тысяч карманных воров.
Примерно 20 процентов карманников - несовершеннолетние.
В городском транспорте совершается 30-40 процентов всех карманных краж.