Рост российской экономики в этом году может составить 4,5 процента, посчитали эксперты Всемирного банка. Это ниже их прежних ожиданий - в начале года Банк прогнозировал рост больше чем на 5 процентов.
Но все равно оптимистичнее прогнозов минэкономразвития, которое ожидает, что ВВП в этом году прибавит 4 процента. Такие выводы содержатся в докладе по экономике России, представленном вчера Всемирным банком.
Эксперты ВБ не стали скрывать, что их разочаровали итоги первого квартала, что, собственно, и послужило поводом для снижения прогноза по росту ВВП на этот год. Реальный рост экономики за три первых месяца составил 2,9 процента. Но относительно четвертого квартала прошлого года он фактически остановился, отмечается в докладе. Эти данные показывают, что восстановление экономики будет неравномерным, поясняет директор ВБ по России Педро Альба. Эксперты банка надеются, что проблемы Еврозоны будут иметь ограниченное влияние на экономику России. Правда, поясняет главный экономист ВБ по России Желько Богетич, авторы доклада исходят из того, что проблемные государства Европы не столкнутся с дефолтами. Тем не менее возможное распространение долгового кризиса и замедление темпов роста в европейской экономике может отразиться на России в плане снижения цен на нефть, не исключают авторы доклада. Это, предупреждают они, повлечет за собой сокращение экспортных доходов, окажет давление на курс рубля и будет способствовать оттоку капитала.
Во второй половине года, считают эксперты ВБ, главным источником экономического роста станут потребление и восстановление запасов предприятий. Потребление во многом будет обеспечено мерами господдержки, которая оказывалась населению начиная с 2008 года. Масштабное повышение пенсий и других социальных пособий в 2010 году должно оказать положительный эффект на снижение уровня бедности в нашей стране, отмечают авторы доклада. В этом году он снизится до 11,4 процента, в следующем году - до 10,2 процента, прогнозируют в банке. Без господдержки уровень бедности в этом году мог составить 16 процентов, в 2011 году - 14,6 процента, говорится в докладе.
А вот состояние российской транспортной инфраструктуры для страны, где уровень дохода выше среднего, является неудовлетворительным, говорится в докладе. При этом годовой объем недофинансирования одного только ремонта и содержания дорожной сети составляет 1,2 процента ВВП, подсчитали во Всемирном банке. Эксперты Всемирного банка рекомендуют активно привлекать негосударственные инвестиции и развивать частно-государственное партнерство, а также использовать поддержку международных финансовых институтов. Но, тем не менее, сомневаются, что на фоне кредитного сжатия и неопределенности в мировой экономике компании станут в ближайшее время существенно наращивать инвестиционные планы. Однако речь должна идти не столько о строительстве новых трасс, сколько о поддержании в надлежащем состоянии существующих дорог, рекомендует Педро Альба. По его словам, России следует активно использовать международный опыт в этой области. Например, речь может идти о заключении с компаниями долгосрочных контрактов одновременно на ремонт и последующее обслуживание дорог. В таком случае исполнители контрактов будут заинтересованы в том, чтобы выполнить свою работу качественно.
Развитие инфраструктуры и транспортной доступности поможет справиться и с другой российской проблемой, связанной с положением моногородов, считает Богетич. Они нередко находятся вблизи крупных городов, в которых могли бы найти работу жители таких населенных пунктов. Но все осложняется плохой транспортной связью, поясняют эксперты. Всего они насчитали в России более 400 крупных и более 300 малых моногородов. Это составляет почти 40 процентов всех российских городов, отмечается в докладе. Впрочем, в решении проблемы моногородов эксперты Всемирного банка делают ставку не столько на бюджетные вливания, сколько на системные меры. Речь может идти о привлечении не только государственных, но и частных ресурсов на диверсификации экономики таких населенных пунктов, улучшение в них предпринимательского климата, отмечают эксперты Всемирного банка. Кроме того, полагают они, следует убирать административные препятствия и сложную бюрократическую систему регистрации, чтобы люди охотнее переезжали на новое место. Еще один путь решения проблемы - выравнивание качества социальных услуг на территории всей страны. При этом предприятия, которые сейчас несут часть бремени по оказанию медицинских, образовательных, жилищных услуг, должны быть освобождены от этой ноши.