17.06.2010 15:21
    Рубрика:

    Никита Михалков: Лицо Московского кинофестиваля стало трезвым, профессиональным и несуетливым

    Слово Никиты Михалкова перед выходом на "красную дорожку" 32-го ММКФ

    JSCODE1

    За несколько часов до открытия 32 ММКФ Президент фестиваля кинорежиссер Никита Михалков встретился с журналистами в кинотеатре "Пушкинский".

    Вечером он здесь же, в элегантном наряде на красной дорожке, встречает каждого из гостей. А пока представляет главный кинофорум страны, который продлится с 17 по 26 июня.

    - Извините, что опоздал, много всего нужно решить, - лицо Никиты Сергеевича было напряженным. Коллеги тут же поинтересовались, какими проблемами он встревожен.

    Оказалось, что в первую очередь Президент фестиваля озабочен ненастной погодой. В остальном же…Никита Сергеевич постепенно стал расслабляться:

    - Я могу быть спокоен. Фестиваль вошел в русло естественной жизни. Есть ощущение накатанной дорожки. Уже три года я могу просто смотреть кино, а не заниматься организационными вопросами. Я могу не тревожиться, включится свет или нет, сработает ли аппаратура. Могу быть уверен, что все звенья фестиваля работают по своей схеме. Мое дело каким-то образом все это соединять. Я озабочен только тем, будет холодная погода или нет.

    По поводу особенностей нынешнего фестиваля Михалков сказал так:

    - На мой взгляд, мы освободились от комплекса неполноценности. Нет необходимости просить высшее руководство страны, чтобы они приехали и показали, что значит фестиваль. А также обращаться к высоким чиновникам с просьбами. Мы вошли в рабочее русло. Это праздник кино. Фестиваль превращается в стабильную, спокойную, интересную работу.

     
    Видео: Сергей Куксин

    Сейчас в первую очередь хочется, чтобы программы, которые придуманы на нынешнем фестивале, привлекли внимание зрителей. Я тешу себя надеждой, что все-таки фестиваль - это кино. Раньше это была напряженная тусовка.

    Сейчас принципиально другая ситуация. Нынче много фильмов, которые люди могут смотреть в Интернете, много информации, которую можно получить во Всемирной Паутине. Нам в таких условиях нужно научиться предлагать людям что-то такое, чего они могут не найти, о чем могут узнать. И объяснять, что большой экран - это не компьютер. Это другой звук, общение с теми, кто рядом. Экран - это некая акция. Так что наша главная задача - чтобы на фестивале было как можно больше разнообразных программ, что не исключает приемы, праздники и другие специальные мероприятия.

    По поводу звезд мирового кинематографа Никита Михалков сказал, что не должно быть такого, чтобы звездам платили за их приезд в нашу страну. Напротив - они должны гордиться, что приезжают сюда.

    Никита Сергеевич подчеркнул, что большие надежды он возлагает на кинорынок, который будет работать в период проведения Московского кинофестиваля. Кстати, после пресс-конференции Михалков сказал обозревателю "РГ", что и третья часть трилогии "Утомленные солнцем. Цитадель" будет представлена на кинорынке:

    - Надежда фестиваля - рынок. Он будет тогда, когда будет налажена серьезная система проката. Практически 70 процентов населения страны сегодня не обслуживаются кинематографом. Это надо наладить.

    Коллеги попросили мэтра определить, каково лицо Московского кинофестиваля-2010. Чем он отличается от Каннского или Венецианского?

    - Большие фестивали, как правило, стекаются к одной и той же схеме - как можно больше программ, эксклюзива. Фильмы скандальные. Если сравнивать ММКФ с Каннским фестивалем - дело не в том, что туда приезжает Анджелина Джоли, а сюда - Эдриан Броуди. Фестиваль в Каннах - это рынок. Написано на афише фильма "Официальный выбор Каннского фестиваля" - это широкая дорога в прокат.

    Мне кажется, что самое правильное, что происходит, - то, что мы нивелируемся с точки зрения кино. Мы имеем возможность отбирать как можно больше программ и их показывать. И это то же самое, что происходит в Венеции или в Каннах.

    Десять лет назад наш фестиваль отличался очень пьяным лицом. Мы забывали: чем лучше вечером, тем хуже утром. Сегодня это изменилось. Тусовка, белоснежные улыбки, звук льда в стакане. Но не это главное. Важно то, что лицо нашего фестиваля стало трезвым, профессиональным, спокойным и несуетливым.

    - Можно говорить о том, что ММКФ определяет прокатную судьбу картины? - был задан вопрос.

    - Нет! Я хотел бы, чтобы так было. Для этого должен существовать реальный мощный прокат, как индустрия. С электронным билетом, с кинематографическим обслуживанием большинства жителей страны… Да, конечно, когда мы видим по телевизору, что картина отмечена на Московском кинофестивале, это привлекает к ней внимание. Но сказать, чтобы она резко после этого "рванула", я пока не могу. Для этого должно срастись фильмопроизводство с прокатом и с возможностью кинорынка заниматься этим профессионально. Пока что мы обмениваемся мнениями. Как только у нас будет хотя бы пять тысяч экранов на страну, мы превратим кинематограф в серьезную индустрию. Недаром сегодня так много противоборствующих сил, которые хотят драться за российский рынок. Все потому, что он перспективен. Другой разговор - этот рынок будет наш или не наш! Потому что наши западные партнеры с огромным удовольствием вложат сотни миллионов долларов или евро в создание этой сети. Они могут сделать рынок для себя. А мы должны понимать, что и мы должны его делать не только для кого-то, но и для России.

    Что касается Дворца Фестивалей, Михалков с сожалением констатировал, что никаких подвижек в отношении его строительства не происходит, подчеркнув при этом, что такой город как Москва обязательно должен иметь подобную площадку.

    Про французского кинорежиссера Клода Лелуша, которому вручают специальную почетную награду фестиваля "За выдающийся вклад в мировой кинематограф", Никита Михалков сказал так:

    - "Мужчина и женщина" - это первая картина в моей жизни, где я увидел, как из ничего возникает высочайшее искусство. В юности меня это поразило. Совсем недавно я ее пересматривал. Все эти детали, невероятные тонкости показывают, что Лелуш - это очень большой режиссер. Он сам с удовольствием рассказывает, как учился у нас - был ассистентом оператора на картине "Летят журавли". Он очень достойный человек.

    Вообще есть некий крен во французскую сторону на этом фестивале. Это можно объяснить и Годом России во Франции и Франции в России. Но должен сказать, что французский кинематограф с точки зрения механизма киноиндустрии - самый продвинутый. И самый бесстрашный. Нам есть чему у него поучиться.