16.06.2010 23:43
    Поделиться

    Власти Пермского края научат жителей сельской местности предпринимательству

    Власти Пермского края решили изменить привычное отношение к сельскому хозяйству как к отрасли, которая априори убыточна и нуждается в дотациях.

    Всемерная поддержка оказывается лишь тем предприятиям, которые считают агробизнес такой же отраслью предпринимательства, как, скажем, производство мебели или запчастей для автомобилей. Какую отдачу приносит подобная политика, корреспондент "РГ" беседовал с Еленой Гилязовой, заместителем председателя правительства Пермского края.

    Российская газета: Елена Ефимовна, готовы ли пермские сельхозпроизводители относиться к агробизнесу с чисто коммерческих позиций?

    Елена Гилязова: Наша главная задача - это изменение подхода к работе тружеников села, формирование нового менталитета, отличного от оставшегося с советских времен. Люди должны понимать, что сельское хозяйство должно приносить прибыль. Для этого активно внедряются новые управленческие технологии. Причем людей заинтересовываем рублем. Так, например, мы не отказываемся от субсидий товаропроизводителям, но с прошлого года основные деньги идут тем, кто смог реализовать молоко, и показатели должны быть не меньше 75 процентов от общекраевых. Надой на одну корову в крупных и средних сельскохозяйственных организациях возрос за 2009 год на 407 килограммов и составил 4387 килограммов. В результате за год сбыт молока в регионе вырос на девять процентов.

    При этом мы запретили тратить деньги из бюджета на текущие расходы. Эти средства можно расходовать только на развитие предприятия - приобретение техники, модернизацию производства и тому подобное. Очень важно, чтобы руководитель сельхозпредприятия выстраивал процесс - куда он сможет потратить деньги исходя из предстоящего финансирования. В перспективе финансировать станем тех, кто не просто сумел продать молоко, но смог продать его дорого, получив при этом серьезную прибыль.

    РГ: Проект "Пермская картошка" вписывается в эту же идеологию?

    Гилязова: "Пермская картошка" - это повод поговорить о потребительских характеристиках продукта. Сейчас потребитель предъявляет очень высокие требования к качеству. И при этом производимый товар, к примеру картошка, должен быть востребован на рынке. Производителям надо приучить покупателя ориентироваться на тот или иной сорт, наиболее подходящий для того или иного способа приготовления. Ведь тот же картофель бывает салатный, для варки, для жарки и так далее. Два года назад в магазинах Прикамья впервые появился калиброванный, мытый картофель. Новый продукт занял свою коммерческую нишу, серьезно потеснив импортную картошку. Конечно, он дороже того товара, который мы привыкли видеть - грязного и разноразмерного картофеля. Но спрос на него стабильно растет уже второй год.

    РГ: Какие направления работы сейчас для вас приоритетны?

    Гилязова: В первую очередь, это внедрение новых технологий для повышения урожайности лука, картофеля, зерна, увеличения надоев. С применением при этом современных способов ведения хозяйства. В некоторых сельхозпредприятиях края фермы уже полностью компьютеризованы. Доярка, которая раньше носила ведра с молоком, сейчас только подсоединяет доильный аппарат. При этом каждая корова постоянно находится под наблюдением оператора, сидящего за компьютером. Исходя из полученных данных, ей меняют рацион питания, уход и так далее. Но в то же время у нас полным-полно коров, у которых надой как у коз. А руководители таких хозяйств просят денег на поддержание подобного существования. Ясно, что они ничего не получат.

    РГ: Но в таком случае их ждет неминуемая гибель?

    Гилязова: Сейчас мы начали поддержку предприятий, которые занялись присоединением или выкупом подобных нерентабельных хозяйств. Правительство выделит для этого деньги. При этом выигрыш в том, что у людей появляется работа и налаживается производство. Например, два года назад в Нытвенском районе преуспевающее хозяйство купило соседнее, уже практически заброшенное. Сегодня оно уже очень хорошо работает, налицо рост и динамическое развитие. Сейчас покупают еще одно, такое же. И в этом мы окажем им всемерную поддержку. Должен быть настоящий хозяин, и тогда дело пойдет. А от нас такие хозяйства получат субсидии.

    РГ: Сейчас в крае все активнее разводят экзотических животных, страусов например. Зачем это нужно?

    Гилязова: Существуют малые формы хозяйствования на селе, фермеры производят продукцию, которая пользуется ограниченным, но устойчивым спросом: свинина, говядина, курица. В эти ниши и идут в основном начинающие предприниматели. А ведь есть еще и другие ниши - кролики, баранина, индюшатина. И страусы. Есть спрос, есть технологии, есть стремление к успеху, а значит, будет и государственная поддержка.

    В крае широко применяется механизм агрофраншизы. Базовое хозяйство дает всем желающим стадо, оборудование, технологии и сопровождает два года, помогая развиться. На старте работы мы даем субсидии до 150 тысяч рублей, компенсируя от 20 до 50 процентов затрат. Есть уже и хорошие примеры. В Осинском районе молодой парень работает кочегаром и одновременно, купив франшизу, начал разводить кроликов. На них у него уходит 24 часа в неделю. А получает прибыли от этого 20 тысяч рублей в месяц.

    Агрофраншиза активно развивается в Прикамье. Два года назад было семь базовых хозяйств, а сейчас их уже 12.

    Значимость всех наших проектов заключается в том, что меняется менталитет сельхозпроизводителей. Уже сейчас укрепляются прямые связи от поля к прилавку. Воспитывается потребительский вкус к качеству продукта, культура потребления. Например, все больше людей приобретают охлажденное мясо вместо замороженного. И, самое главное, деньги за продукцию не уходят в другие регионы, а остаются у нас, идут пермским производителям.

    Поделиться