Тема Большого Екатеринбурга на днях вновь привлекла внимание общественности. Губернатор Свердловской области призвал глав пяти муниципалитетов перейти от слов к делу, но не все к этому готовы.
Говорят, данные опроса показали, что более 75 процентов населения Березовского против объединения с мегаполисом.
Но знают ли протестующие, о каком проекте идет речь, отдают ли себе отчет, против чего протестуют? Вопрос отнюдь не случаен.
Очевидно, что Большой Екатеринбург де-факто уже сложился. Так или иначе процессы интеграции идут, но идут они без осмысленной стратегии, без концепции, которую государственная власть разработала бы совместно с муниципальной. Рано или поздно придется переводить наработки в конкретные программы и извлекать пользу из создания Большого Екатеринбурга. Месяц, отведенный на это, - период мозгового штурма. За это время муниципалитеты должны провести между собой согласительную работу, найти компромиссные формы создания Большого Екатеринбурга, подготовить проекты нормативных актов. Решить, нужно ли создавать единый муниципалитет, или начать с некой экономической, инфраструктурной межмуниципальной интеграции.
Вот и возникает вопрос - против чего выступают березовчане? Против того, чтобы власть думала и предпринимала осознанные действия?
Когда мы говорим, что в Березовском собираются митинги против объединения с Екатеринбургом, мы имеем в виду, что, скорее всего, не горожане, а действующая администрация опасается, что при создании нового муниципального образования Березовский потеряет некую административную, бюджетную самостоятельность. Значит, сейчас другим муниципалитетам, участвующим в процессе, надо с ней находить общий язык. Если жители города и его руководство увидят, что за объединением с Екатеринбургом стоит реализация конкретных программ (например, решение проблемы инфраструктурной нестыковки между этими муниципалитетами), то несогласных не останется.
Очень важен именно этот этап подготовки, когда местная власть с представителями общественных организаций должны сесть за стол переговоров и согласовать между собой конфигурацию будущей власти, выбрать правовую схему и приступить к подготовке нормативных актов.
Как конкретно будет создаваться Большой Екатеринбург? Какова будет структура его власти? Здесь пока больше вопросов, чем ответов, потому что действующее федеральное законодательство об основах местного самоуправления дает большой простор для нормотворчества. Я думаю, этот месяц будет напряженным в плане дискуссий правоведов и юристов, потому что процесс создания нового муниципалитета сложный, а прецедентов на территории России пока нет. Сколько времени это займет? Думаю, до трех лет.