Жительницу Красноуфимска, подозреваемую в убийстве 17 старушек, соседи называли "сказочницей"

Весть о задержании в Красноуфимске Раскольникова в юбке - женщины, подозреваемой в убийстве на территории Свердловской области 17 старушек, - вызвала необыкновенный ажиотаж.

На протяжении последних восьми лет охотница на пожилых женщин казалась неуловимой. И мотивы действий непонятны. Вроде бы, корысть, однако малообъяснимые странности в поведении преступника наталкивали на мысль о его психической ненормальности. Например, зачастую из квартир убитых не пропадало ничего особо ценного, иногда на месте оставались даже деньги.

Свидетелей преступлений почти не было, а из семнадцати жертв, которых маньячка забивала до смерти молотком, выжила только одна, и та через несколько лет умерла, не дожив до момента торжества правосудия.

- Да тебя убить мало, гадина такая! - кричала толпа местных жителей, собравшаяся во время следственного эксперимента вокруг подъезда дома 29 по улице Ухтомской. Именно в этом доме 22 мая нынешнего года была убита восьмидесятилетняя Александра Паварицина. Казалось, подозреваемую, привезенную на эксперимент, охраняла вся красноуфимская милиция. Если б не этот кордон из стражей порядка, толпа бы ее растерзала.

- Она боялась даже взглянуть на людей, шла, сгорбившись, закрыв голову руками. Словно ждала, что в нее сейчас камни полетят, - рассказала нам пенсионерка Лидия Сергеевна, живущая в соседнем доме.

Сейчас во всех правоохранительных структурах тщательно пытаются сохранить в тайне фамилию задержанной и напрочь отказываются от каких-либо комментариев не только о ней самой, но и вообще по поводу возможного раскрытия самого громкого на Урале дела последнего десятилетия. Пока обвинения предъявлены только по последнему делу: убийству Паварициной. Говорят, задержанная уже призналась в этом злодеянии. А вот причастность ее к другим убийствам старушек надо еще доказать.

Но шила в мешке не утаишь, тем более в таком небольшом городке, как Красноуфимск. Здесь прекрасно знают, кто подозревается в серии жестоких преступлений, несмотря даже на закавыку с фамилией: в милицейских сводках она фигурирует как гражданка И. Г., а соседи ее знали как Ирину К. - по фамилии гражданского мужа.

- Мы ее называли "сказочницей". Уж так умела в доверие втереться, так к тебе сочувствием проникнуться, что даже страшно становилось, - вспоминает одна из соседок К. по дому. - Правда, потом понимали, что врала много. Говорила, что, когда на Севере жила, в институте на факультете психологии училась. Так ли это, не знаю, но старушки ее слушали, открыв рот, как настоящего психолога-гипнотизера. Правда, никакой злобы у нее к старухам я не видела, единственно, что свекровь свою Ирина не любила. А вот сверху бабушка живет, так Ирина ей ремонт делала. Да и свой дом в чистоте держала, за младшей 12-летней дочкой хорошо смотрела. Лишних денег в доме явно не водилось, но все в квартире опрятно, сложено по порядку.

В том, что нигде не работающая 39-летняя мать двоих детей Ирина К. любила порядок, мы убедились сами, заехав на ее садовый участок. Все грядки аккуратно выполоты, вокруг дома цветы, стены для красоты выложены донышками бутылок из разноцветного стекла. Невольно вспомнилось сакраментальное утверждение, что все маньяки очень любят чистоту и порядок. И убийства совершают как раз для наведения своего порядка на земле...

Внешний порядок по месту жительства Ирины не нарушили даже прошедшие накануне вечером обыски. По утверждению очевидцев, из квартиры и садового домика оперативники вынесли все: одежду, фотографии, записки. В том числе три обнаруженных здесь молотка. Один из соседей припомнил, как несколько месяцев назад Ирина попросила у него на время молоток поувесистей, да так и не отдала обратно. Исчезла.

Из квартиры гражданского мужа подозреваемая и вправду исчезла несколько месяцев назад. Муж даже объявлял ее в розыск. А вот нашли ее оперативники в поселке на краю Красноуфимска уже как подозреваемую в убийстве. Утверждают, что и прежде исчезала Ирина частенько, правда, не дольше чем на неделю. Соседи думали, что к старшей дочке ездила - в Карпинск. Дочка эта воспитывалась в интернате, поскольку маму лишили родительских прав. Но вряд ли на самом деле Ирину мучили родительская любовь и раскаяние: она даже алименты девочке не платила, судебные приставы приходили взыскивать сто тысяч рублей с нерадивой мамы, но так и ушли ни с чем.

Оказывается, в зону внимания правоохранительных структур Ирина попадала не однажды. В частности, в родном Красноуфимске ее задерживали как человека, очень похожего на фоторобот убийцы, у нее брали отпечатки пальцев, но тут же отпускали. Удивительное сходство Ирины К. с фотороботом маньячки отмечали и соседи: то же скуластое лицо, раскосые глаза, прямые русые волосы до плеч. Одна из приятельниц как-то со смешком даже заметила, что портреты Ирины, словно "звезды", развешены на всех улицах города и в газете напечатаны. Ирина в ответ что-то пробурчала и убрала газету.

Из истории "красноуфимского маньяка"

Серия загадочных расправ над одинокими старушками, по версии следствия, началась в Красноуфимске в 2002 году. Одна из жертв выжила и рассказала, что на нее напала неизвестная ей женщина. Представясь соцработником, она зашла в квартиру и ударила ее тяжелым тупым предметом по голове. В ряде других случаев соседи видели некую женщину, выходившую из дома убитых пенсионерок. Но фотороботы различались и давали лишь общий образ возможного убийцы. Предполагать, что убийца - женщина, дали основания и заключения экспертов: сила удара была не мужской.

Со временем дела объединили в серию из-за одного почерка преступлений. На причастность к убийству проверялась не одна тысяча человек. К составлению психологического портрета убийцы и моделированию его возможных поступков следствие подключало врачей-психиатров и даже экстрасенсов. Специалисты сходились во мнении, что, скорее всего, это малообеспеченный человек, возможно, близкий к маргинальным слоям.

Специальную следственно-оперативную группу из десяти сотрудников возглавил следователь по особо важным делам СКП РФ по Свердловской области с 20-летним стажем Александр Афанасьев.

Сначала убийца свирепствовал исключительно в Красноуфимском районе, затем аналогичные преступления произошли в Серове, Екатеринбурге, Ачите и Нижнем Тагиле. Однако последние жертвы маньяка были жительницами Красноуфимска. В 2005 году серия убийств на время прекращалась, оперативники даже предположили, что маньяка уже нет в живых.