В екатеринбурге суд взыскал с детской поликлиники деньги за то, что врачи отправили пациентку сдавать анализы в платную клинику.
В 2008 году Лина К. с двухмесячным сыном Владиславом обратилась к инфекционисту детской консультативно-диагностической поликлиники N 13. Врач, назначив для уточнения диагноза ряд анализов, сообщила, что такие исследования у них не сделать, и выдала направление в коммерческий медцентр. Через год история повторилась. Тогда женщина пришла в страховую компанию, которая выдала ей полис обязательного медицинского страхования, и попросила объяснить, правомерны ли действия врача.
Оказалось, нет: территориальная программа государственных гарантий предусматривает бесплатное проведение всех необходимых пациенту анализов. И даже если поликлиника не обладает нужным оборудованием, лечащий врач обязан выдать больному направление в другую бесплатную больницу.
На претензию страховщика администрация поликлиники ответила отказом, но суд признал правоту Лины и обязал медучреждение возместить матери и ребенку материальный ущерб - 3227 рублей, потраченные на платное обследование, и выплатить им компенсацию морального вреда в размере одной тысячи рублей.
Это первый в Екатеринбурге случай, когда поликлиника поплатилась за направление пациента на обследование в платные медучреждения или за платные обследования в той же поликлинике, хотя происходит такое сплошь и рядом. Оказывается, юридически бывает довольно сложно доказать, что врачи незаконно направили больного на платные анализы, ведь пациент собственноручно подписывает договор на оказание платных услуг. А следовательно, формально он сам добровольно делает такой выбор. Но даже подписанное пациентом соглашение о платных услугах отнюдь не всегда подтверждает, что он на самом деле желал лечиться или обследоваться за деньги. Просто другой альтернативы врачи зачастую пациентам не дают, как это было в случае с Линой.
Мотивы подобных действий врачей могут быть и личными, и "корпоративными", считают в ассоциации медстраховщиков. Не исключено, что между медицинскими учреждениями бытуют договоренности о "поставке пациентов".
- У нас есть все основания подозревать существование негласных указаний больницам и поликлиникам минимизировать объем обследования и лечения, чтобы уложиться в имеющийся норматив финансирования, - объясняет "корпоративный" интерес врачей в сложившейся ситуации президент ассоциации региональных медицинских страховщиков "Территория" Максим Стародубцев. - Но это недопустимо. Именно врачи в силу их грамотности и ответственности должны первыми сигнализировать обществу о том, что для обеспечения пациентов квалифицированной медицинской помощью недостаточно средств.
По Закону РФ "О медицинском страховании граждан", защищать права застрахованных в системе обязательного медицинского страхования обязаны страховые компании (это, кстати, и сделала компания Лины). В этом законе также продекларировано право граждан на выбор страховой организации, но на деле за работающих людей страховщика выбирает работодатель, и только неработающие делают этот выбор сами. Разные компании по-разному относятся к проблемам своих клиентов. Поэтому при возникновении спорных ситуаций с медицинскими учреждениями нужно еще суметь убедить страховую компанию отстаивать ваши права.
Но чаще всего именно сами пациенты не хотят выяснять отношения с поликлиниками, потому что знают: еще придется обратиться за помошью! Поэтому врачи действуют так уверенно, хотя закон гласит: почти все медицинские услуги (кроме косметологии и протезирования) должны оказываться бесплатно.
1 Если врач направляет вас на платное обследование, сразу обратитесь к заведующему поликлиникой - уточните, имел ли доктор право так поступать.
2 Если заведующий придерживается позиции врача, потребуйте от него письменный мотивированный отказ в оказании бесплатной медицинской помощи. Запомните фамилию должностного лица, нарушившего ваши права.
3 Получив от поликлиники отказ провести бесплатное обследование, обратитесь в свою страховую компанию. Напишите заявление на имя генерального директора компании с просьбой разъяснить вам правомерность действий медицинского учреждения. К заявлению обязательно приложите копии всех договоров, квитанций, аптечных чеков, которые подтверждают оплату вами тех услуг, которые должны были быть оказаны бесплатно.
4 Компания обязана принять ваше заявление и постоянно держать вас в курсе рассмотрения конфликта.
Вопросы, касающиеся оказания бесплатной медицинской помощи, можно задать по телефону
"горячей линии" ТФОМС (343) 362-90-25.