18.06.2010 06:40
    Поделиться

    Арсен Каноков: Наша цель - стать финансово самодостаточным регионом России

    Власти региона делают ставку на агрокомплекс, туризм и строительство

    Совет Федерации принял постановление о государственной поддержке социально-экономического развития Кабардино-Балкарии. В нем предлагается создать в республике, на территории которой находится самая высокая гора Европы, особые экономические и туристско-рекреационные зоны, региональные центры подготовки спортсменов по нескольким олимпийским видам спорта, провести техническое перевооружение предприятий строительной отрасли, реконструировать лечебно-оздоровительные учреждения.

    Этот документ был рассмотрен сенаторами в рамках прошедшего в Совете Федерации Дня Кабардино-Балкарии, на котором была дана высокая оценка социально-экономического развития республики. О сегодняшней ситуации в новом Северо-Кавказском федеральном округе в интервью "РГ" рассказывает президент КБР Арсен Каноков.

    Российская газета: Арсен Баширович, в СМИ утихли дискуссии по поводу создания Северо-Кавказского федерального округа, сторонники и противники высказали свои "за" и "против"... Можно ли уже говорить о начале реальной работы нового полпреда, выстроенности взаимодействия глав регионов с Александром Хлопониным?

    Арсен Каноков: Свою точку зрения и на создание округа, и на личность нового полпреда высказал сразу после образования СКФО. Сегодня могу лишь подтвердить свои слова о том, что создание округа было адекватным ответом руководства страны на требования времени с тем, чтобы была возможность увидеть всю проблематику важнейшего для России региона, и на основе значительной общности задач, быстро и неординарно находить способы их решения.

    РГ: В чем, на ваш взгляд, это соответствие?

    Каноков: Убежден: если всерьез заботиться о Северном Кавказе как о надежном южном форпосте России, реальном улучшении его экономического положения, качественном изменении уровня жизни наших народов, то в равной степени на месте полпреда были бы неуместны ни "генерал-губернатор", ни номенклатурный чиновник старой закалки.

    Александр Геннадиевич Хлопонин, придя в политику из крупного бизнеса, прекрасно знает экономические законы его развития и в то же время имеет удачный административный опыт руководства крупнейшим регионом, коим является Красноярский край. Помимо этого, мобилен, конкретен и рационален, понимает, что времени на раскачку нет. И особенности региона, как мне кажется, понял быстро. При этом всерьез подходит и к изучению обычаев и традиций народов Северного Кавказа.

    РГ: В СМИ нередко можно прочитать о том, что, мол, республики Северного Кавказа - черная дыра, где исчезают огромные суммы федерального бюджета. Вы, как руководитель Кабардино-Балкарии, можете назвать примерную сумму необходимой дотационности, получив которую, можно было бы заверить федеральный центр в гарантированности решения основных социальных и общественно-политических проблем?

    Каноков: Во время недавнего визита президента России в Кабардино-Балкарию, я имел возможность донести до главы государства свое видение мер, которые могут помочь экономике республики. В первую очередь, это наличие госгарантий по кредитам, которые получает наша экономика. Мы не просим дополнительного финансирования, хотя, как известно, деньги никогда не бывают лишними. Федеральный центр выполняет все свои обязательства по финансированию целевых программ. Но республика и сама учится зарабатывать даже в непростых условиях мирового финансового кризиса, и ее дотационность неуклонно снижается. Для меня это очень важно, помимо прочего, и в плане имиджевого восприятия Кабардино-Балкарии, и как показатель эффективности усилий как ее руководителя.

    Что касается общественно-политических проблем, то они не решаются только лишь накачиванием бюджета. В регионе исторически завязался тугой узел проблем, которые многие десятилетия замалчивались, видимо, в надежде, что все рассосется само по себе. И рубить с плеча такой узел нельзя - только терпеливо развязывать, и это понимает руководство России.

    РГ: За счет чего удается снижать дотационность КБР?

    Каноков: Имею в виду временной отрезок, начиная с третьего квартала 2005 года, когда мне было доверено возглавить Кабардино-Балкарию.

    Основным ресурсом на первом этапе стало наведение порядка в налоговой сфере, вообще выстраивание нормальной фискальной системы. Это сразу дало большой довесок к бюджету просто потому, что в течение долгих лет подобным никто не занимался. Затем появились первые материальные результаты от формирования нормальных прозрачных бюджетов, полностью выполняемых. Проще говоря, устранили возможности для всяких вольностей с бюджетными средствами.

    Сейчас появились и дополнительные доходы от развития среднего и малого бизнеса. Заработали новые предприятия, они платят налоги. Конечно, доходы могли бы быть и больше, но, во-первых, сказался кризис. А во-вторых, бизнес получает в КБР довольно существенную помощь от государства - субсидии по кредитам, компенсации затрат на подключение к электросетям, налоговые льготы по "упрощенке", гранты для начинающих предпринимателей. Такие меры уменьшают нынешние доходы бюджета, но мы сознательно поддерживаем предпринимательство, рассматривая это как инвестиции в будущее.

    РГ: Одна из идей полпреда - отправлять жителей кавказских республик работать на крупные стройки по всей России. По его словам, в это можно вовлечь 25 тысяч специалистов с Северного Кавказа. Сколько жителей КБР могло бы поучаствовать в подобной программе?

    Каноков: Александр Хлопонин хорошо понимает, что такое рыночная конъюнктура, спрос и предложение, в том числе и на рынке труда. Под озвученной идеей есть определенная база, в частности - анализ проблем современного рынка труда в большинстве регионов России, где явно не хватает трудовых ресурсов. Проблема занятости населения действительно одна из главных на Северном Кавказе и здесь есть подготовленные кадры для строительной промышленности. С другой стороны, в республике строительная отрасль тоже начинает оживать, и не факт, что мы как регион будем заинтересованы в оттоке кадров, особенно квалифицированных. И хотя пока не можем в полной мере обеспечить занятость и достойную оплату труда квалифицированных специалистов, в недалекой перспективе, думаю, наши ресурсы пригодятся самим, и задача руководства республики - максимально приблизить этот момент.

    РГ: Еще одно обсуждаемое предложение - создать на Северном Кавказе новые особые экономические зоны.

    Каноков: Здесь должна быть та же логика, как и при оценке перспектив рынка труда: экономическая целесообразность. Надо просто садиться и считать, что даст организация в регионе ОЭЗ и какова цена вопроса. Ведь были в недавней истории опыты по организации таких зон на Северном Кавказе, надо внимательно изучить прошлую практику. Для нормального развития экономики КБР при помощи федерального центра, в целом, созданы достаточно благоприятные условия. Мы обязаны сполна ими воспользоваться. Полагаю, тут пока, в силу разных причин, не все возможности отрабатываем. Но в этой сфере, как вообще в жизни - шаг следует за шагом и нереально, не сделав второй шаг, пытаться сразу сделать, скажем, восьмой...

    РГ: Государство недавно заявило о намерении активизировать продажу госактивов. Вы еще три года назад говорили о том, что государству не нужно быть собственником. Насколько активно происходит в КБР приватизация?

    Каноков: И сейчас утверждаю: государство не самый эффективный собственник и в его руках должны быть сосредоточены только стратегические объекты.

    Мы стараемся отпускать предприятия, работающие, например, в сфере курортов и туризма. Не может государство в должной мере в соответствии с необходимыми стандартами содержать и развивать эти объекты, мы можем обеспечить инфраструктуру - подвести коммуникации, электроэнергию, построить дороги. Вдохнуть жизнь в неэффективные нерентабельные предприятия может только хороший частный собственник, заинтересованный в прибыли. Кстати, в данный момент на продажу выставлены акции восьми госпредприятий республики.

    РГ: Каковы основные показатели, характеризующие годы вашего руководства Кабардино-Балкарией?

    Каноков: Если вкратце, то на начало 2006 года долги по зарплате превышали 700 миллионов рублей, то есть люди не получали зар плату по три месяца и более. Государственный внутренний долг республики составлял 1,9 миллиарда рублей. Собственные доходы едва достигали трех миллиардов рублей.

    В первую очередь, как несомненный успех, могу отметить результаты новой финансовой политики: по сравнению с 2006 годом доход бюджета от налогов вырос более чем в два раза. По данным на 1 марта 2010 года, основной объем государственного внутреннего долга за четыре года удалось уменьшить с 1,9 миллиарда до 257 миллионов рублей.

    В 2009 году дотационность бюджета республики снизилась до 54 процентов. А к началу 2006-го она была около 70 процентов. Сейчас республика исключена из списка высокодотационных субъектов, чем, откровенно говоря, горжусь. Но наша цель - стать финансово самодостаточным регионом России, а главное - качественно улучшить жизнь жителей Кабардино-Балкарии, поэтому работы еще непочатый край.

    РГ: Как выстраивается и осуществляется стратегия развития Кабардино-Балкарии?

    Каноков: После того, как финансовая политика была приведена к современным стандартам, начали системную реформу экономики, в которой определили приоритетные отрасли - туризм, сельское хозяйство, производство стройматериалов. Главной проблемой было и остается привлечение инвестиций, поэтому в переговорах с инвесторами часто участвую лично. Достаточно заметно ситуация изменилась, как ни парадоксально, в кризисные 2008-2009 годы: открылось около десятка новых крупных производств - интенсивное овощеводство и садоводство, текстиль, мебель, стекольный завод, фармакология... Несмотря на кризис, федеральный центр продолжает выделять деньги на целевые программы по освоению курортных зон, поэтому через несколько лет в горнолыжно-санаторный сегмент пойдет частный инвестор, для которого уже будет подготовлена инфраструктура. Частный бизнес сможет смело приходить в гостиничную сферу, общепит, сервис.

    Кроме того, прилагаем усилия и в подготовке молодых кадров - это задел на будущее. По большому счету, современных менеджеров для серьезных проектов в республике сейчас нет.

    РГ: Арсен Баширович, первый срок ваших президентских полномочий истекает уже совсем скоро. Скажите откровенно, какое желание доминирует: сбросить с плеч груз проблем не самого простого региона и пожить просто для себя, для своей семьи или этот груз, эта ноша стала уже настолько своей, что и не тянет?

    Каноков: Воздержался бы говорить о своих личных желаниях и предпочтениях, потому что не привык бросать начатое дело незавершенным - это не по-мужски, не по-кавказски. А Кабардино-Балкария для меня всегда была "своей ношей", которую не брошу ни при каких обстоятельствах и в любом своем качестве.

    Поделиться