18.06.2010 06:20
    Поделиться

    Российская ракета "Союз" в конце года стартует с космодрома во Французской Гвиане

    Первый запуск российской ракеты-носителя "Союз-СТ" из Гвианского космического центра должен состояться в последнем квартале этого года.

    Так договорились Роскосмос, Европейское и Французское космические агентства, а также компания "Арианспейс". Ракеты-носители "Союз-СТ" - это новейшая разработка самарского ракетно-космического центра "ЦСКБ-Прогресс". Первоначально ее первый старт с Куру планировалось еще в конце прошлого года, однако из-за неготовности наземной инфраструктуры старт перенесли.

    Напомним: российско-французское соглашение о долгосрочном сотрудничестве в области использования ракет-носителей "Союз-СТ" в Гвианском космическом центре было подписано в ноябре 2003 года. Cпециально для стартов с Куру была разработана модификация ракеты "Союз-2" - "Союз-СТ". Ракета модернизирована в соответствии с требованиями европейских партнеров к безопасности, системе телеизмерений и условиям эксплуатации.

    Всего с территории Гвианского космического центра предусматривается обеспечить не менее 50 пусков ракет-носителей "Союз-СТ" в течение ближайших 15 лет. В частности, "Союзами" будут выводить на орбиту европейские навигационные спутники "Галилео": в 2012-2014 годах намечается запустить десять таких аппаратов.

    Надо сказать, Европа давно присматривалась к российской универсальной ракете "Союз". Ведь это не только наша основная космическая "рабочая лошадка", но и самая массовая ракета в мире. Мнения экспертов практически не расходились: она "крепкая, недорогая и надежная". Ракета "Союз-СТ" оснащена крупногабаритными головным обтекателем, более мощными двигателями и новой цифровой системой управления. Это, как говорят специалисты, позволит более точно контролировать траекторию полета.

    Стоимость запуска иностранных полезных грузов с ее помощью - где-то около 35 миллионов евро. Вот почему было создано российско-французское предприятие для коммерческой эксплуатации "Союзов". Реализация проекта началась с космодрома Байконур, а затем появилась идея перенести запуски поближе к экватору: чтобы выгодно использовать географическое расположение космодрома Куру на северо-востоке Южной Америки.

    Новый стартовый комплекс для "Союза" расположился на космодроме в десяти километрах от площадки, с которой отправляются на орбиту европейские ракеты-носители "Ариан-5". "Российский космодром" занимает территорию около двух квадратных километров и идеально расположен с точки зрения баллистики - в точке с координатами 5 градусов северной широты и 52 градуса западной долготы.

    По оценке специалистов, выгода и для России, так и для Евросоюза очевидна: они получают отличную ракету среднего класса, мы - пакет паритетных заказов на несколько лет вперед и возможность осуществлять космические пуски почти с экватора.

    Кстати, поначалу западные партнеры высказывали опасения: мол, российские носители составят конкуренцию европейским "Арианам". Однако расчеты показали, что эти ракеты будут просто дополнять друг друга.

    Какие конкретно "плюсы" получает вместе с пропиской на космодроме во Французской Гвиане наша страна? Это прежде всего определенные преимущества в энергетике для "Союзов" по сравнению с Байконуром. А именно: за счет разницы наклонения переходных орбит носитель сможет выводить на геостационарную орбиту спутники массой в 2,5-3 раза больше, чем при пуске с южного космодрома. То есть это будут не те полторы тонны полезной нагрузки, как сейчас при запуске с Байконура, а все четыре. Кроме того, мы получаем пакет заказов на несколько лет вперед: у Европы нет ракеты среднего класса.

    Как говорят аналитики, количество коммерческих стартов с космодрома Байконур в связи с этим проектом, может, и уменьшится, но размещение "Союзов" в Куру позволит ему работать в совершенно ином сегменте рынка. И в целом количество запусков на "Союзе" существенно увеличится. Дело в том, что рынок очевиден сегодня только для запусков на так называемую геопереходную орбиту. То есть ту, с которой спутник с помощью своей двигательной установки переходит на геостационарную. Низкие же орбиты - это единичные старты. Тоже хорошо но на это нельзя ориентироваться для серьезного бизнеса. А перевод "Союза" в Куру позволяет начать запуски именно на геопереходную орбиту, что не делается на Байконуре.

    Очевидна выгода и для европейцев. С появлением российской ракеты, Куру станет одним из самых выгодных космодромов для коммерческих запусков. Сейчас оттуда пускают ракету Европейского космического агентства "Ариан-5". Это - тяжелая ракета, может поднимать до 19 тонн грузов полезной нагрузки на круговую орбиту. Будет еще ракета легкого класса "Вега" - с выводом нагрузок до 3 тонн. А "Союз" - среднего класса (с широты Куру она сможет на орбиту поднимать до 9 тонн). Так что у заказчиков пояляется "полный ассортимент".

    Благодаря близости к экватору Гвианского Центра космических исследований, космический корабль "Союз" сможет производить запуск телекоммуникационных спутников массой 3,0 тонны на геостационарную орбиту.

    Возможны ли запуски пилотируемых "Союзов" к Международной космической станции? Такая перспектива обсуждается. Правда, сразу возникает масса технологических вопросов, которые выходят за рамки того, что делает сегодня Россия для запуска автоматических спутников. Особенно проблематично, по словам экспертов, обеспечение безопасности полета: при старте ракеты с Куру трассы будут проходить над океаном. По самым минимальным оценкам, потребуется очень большое количество морских и воздушных средств поиска и спасения.

    Между тем

    Российско-французское сотрудничество в космосе стартовало 28 июня 1992 года. За прошедшие годы сотрудничество в космосе между нашими странами развивалось весьма успешно. Так, на "Луноходе-1" была установлена французская аппаратура для лазерной локации Луны. На автоматической станции "Марс-3" успешно работала французская исследовательская аппаратура "Стерео" по исследованию радиоизлучения Солнца в метровом диапазоне радиоволн. На спутнике "Ореол" был реализован совместный проект по изучению физических явлений в верхней атмосфере Земли. В апреле 1972 года с помощью ракеты-носителя "Молния-1" был выведен на эллиптическую орбиту французский малый автономный спутник МАСдля изученияхарактеристики солнечных батарей в условиях космоса. Благодаря программе пилотируемых полетов Франция стала первой страной Западной Европы, чей космонавт побывал на орбите. Одний из ярких страниц в истории отношений наших стран стал полет французского космонавта Жана Лу Критьена на советском космическом корабле в начале 80-х годов прошлого века

    Поделиться