Председатели обоих фестивальных жюри - основного конкурса и конкурса "Перспективы" - кинорежиссеры Люк Бессон и Джон Ирвин вместе со своими командами по традиции выступили перед началом просмотров. И рассказали о своих ожиданиях и критериях оценок.
Напомню, что в основное жюри входят пять человек. Помимо Бессонна, это - российская актриса Мария Миронова, чилийская актриса Каталина Сааведра, литовский режиссер Шаронас Бартас, и австрийский продюсер Файт Хайдушка. В жюри конкурса "Перспективы" входят также российский режиссер Сергей Овчаров и польская актриса Каролина Грушка.
Что импонирует в Люке Бессоне - его чувство юмора. Еще на открытии фестиваля, принимая из рук Никиты Михалкова почетную золотую цепь, положенную по праву председателю жюри, Бессон шутил, что словно попал в Гарлем. Намек на то, что гарлемская публика предпочитает массивные золотые украшения.
Свое общение с коллегами Бессон начал с шутливого ответа на вопрос "От каких дел вас оторвал ММКФ?":
- Я счастлив быть здесь. Вообще-то я круглый год бездельничаю. Но этот год очень важный - Год Франции в России. Думаю, что удачно получилось, что именно француз - председатель жюри нынешнего фестиваля. Тем более что не один господин Лелуш - поклонник русского кино. Я - тоже.
- Вы бездельничаете, но вы сняли фильм "Невероятные приключения Адель", который будет показан на закрытии, - тут же парировал ведущий встречи Петр Шепотинник.
- На выходных немного поупражнялся, - заулыбался Бессон.
И продолжил:
- Мы уже можем поздравить 17 фильмов, которые были отобраны в конкурсную программу фестиваля. Они уже в каком-то смысле победили.
Нетерпеливые слушатели вовсю начали намекать на то, что хотели бы услышать, кто же будет лучшим из лучших.
Бессон даже привстал с места:
-The winner is….(Победителем является….) - начал объявлять он, как на "Оскаре", когда вскрывают вожделенный конверт. И тут же рассмеялся, мол, так я вам и сказал.
- Сердце - вот единственный критерий, - сказал кинорежиссер о своих методах оценки. - Мы все судьи: когда смотрим фильм так или иначе судим его. Платим пару евро за билет, а потом выходим из кинозала и либо говорим друг другу "Куда мы идем ужинать?", либо "Какой хороший фильм - я хочу его пересмотреть". Но интересно, что сердца у нас у всех разные, мы приехали из разных стран и представляем различные культуры, и именно это наиболее привлекательно для меня. Момент, когда мы будем обмениваться диалогами: почему одно сердце расположено к такой-то картине, а другое - к совсем иной.
Искусство - единственная страна, где не нужны никакие визы, - продолжил Бессон - Неважно какой у вас паспорт. Когда мы встречаемся с творческим человеком, мы не спрашиваем его документы, а смотрим, есть ли ему что сказать. Например, недавно в Лос-Анджелесе я встретил Михаэля Ханеке. И общение с ним было просто замечательным.
- В чем разница между кино, как искусством и кино как коммерцией?
- Честно говоря, я никогда не понимал ее. Когда вы приходите в кино, разве за один фильм надо платить, а другой показывают бесплатно? Так не бывает. Было снято огромное количество малобюджетных фильмов, которые имели успех и принесли большую прибыль. Хорошие новости заключаются в том, том что, независимо от того, сколько миллионов евро или долларов вы потратите на производство фильма, цена билета останется той же - она одинакова. И это, кстати, делает кинобизнес исключением из всех прочих разновидностей бизнеса.
Я одинаково плакал на просмотрах Ханеке, Тарковского и Диснея. И вчера вечером я тоже плакал, когда смотрел футбольный матч Франции с Мексикой. Это худший французский "фильм", который я видел. Вива Мексика!
Знаменитый режиссер из Великобритании Джон Ирвин - председатель жюри конкурса "Перспективы", напротив, показал себя не как добродушный остряк, но как знающий толк в жизни сибарит.
- Для меня честь участвовать в жюри. Это очень почетная работа судить фильмы других. Мы не критики, мы - практики. И я не думаю, что мы будем отмечать какие-то галочки и ставить пункты. У нас нет формуляра, который мы бы заполняли. Смотреть кино - это дорога, которая нас может привести к новым открытиям. Я надеюсь, что мы будем удивляться впадать в ярость. Что наши коллеги своими работами бросят нам вызов.
Искусство кино, прежде всего, основывается на сюжете. Оно рассказывает какую-то историю. И я буду ждать такую историю, которая будет хорошо рассказана. Я жду этого ощущения, когда история полностью меня захватит. Я не собираюсь оценивать техническую сторону вопроса. Впечатление от фильма - это что-то вроде того, когда вы пьете хорошее вино. Когда с первого глотка вы чувствуете, что оно фантастическое и вам хочется снова его попробовать.
На вопрос обозревателя "РГ" "Вкус какого вина вам напоминает русское кино?" Ирвин ответил так:
- Когда я был студентом, то часто ходил в Лондоне в русский ресторан, который назывался "Голубой попугай". Так что мое знакомство с русскими винами состоялось там. Они были замечательные, и цены у них были хорошие. Подозреваю, что алкоголя в них было процентов 15. Сейчас я бы предпочел самое сильное вино - Ширас, которое делают в Австралии. Я имею в виду сильные ощущения.
В 60-е годы, когда мне было 20, я снимал много документальных фильмов. Один даже запретили к показу британские киноцентры. Он о девушках, которые в Сохо занимаются стриптизом. В середине 60-х в Лондон приехал советский режиссер Григорий Александров вместе с женой - актрисой Любовью Орловой. Они попросили меня показать им ночные клубы в Сохо. После шоу, которое было грустным и жалким, мы поужинали во французском ресторане, и они спросили, не хочу ли я поехать в Россию и снять там фильм? Мы всю ночь проговорили, обсуждая этот фильм... И с тех пор я о них не слышал. Так что тогда я впервые обсуждал возможность поездки в Россию, и наконец-то добрался сюда.
Ирвина спросили о том, какие проблемы он видит у начинающих режиссеров - ведь смотреть в конкурсе они будут молодое кино
- Я - креативный директор подразделения, которое работает с молодыми режиссерами, крупнейшего мирового фестиваля "Сандэнс". И в течение 9 лет каждый год 3 недели, с такими режиссерами, как Майкл Хоффман и Гай Ричи, мы отбираем 8 сценариев из 400, которые нам присылают. Это все сценаристы и режиссеры, которые первый раз в жизни снимают кино. Мы даем им очень простую команду сотрудников и актеров и предлагаем поставить три сцены из их сценария. И я заметил, что молодых неопытных режиссеров больше волнует техника. Они приходят в ужас от необходимости общаться с актерами. Они полдня могут разрабатывать один панорамный кадр, но взаимодействие с актерами практически отсутствует. Так что обычно после первого дня съемок, я беру мониторы, которые стоят на площадке, и выбрасываю их. Потому что режиссеры не должны стоять спиной ко всем, глядя в маленький экранчик. Многие режиссеры таким образом прячутся - им не хватает уверенности в себе. Все технические термины можно узнать из книжек. А с актерами нужно работать.
Работа с актерами - это как езда на породистых лошадях. Они все разные, у них свои характеры, они бывают ужасно упрямыми, рвутся в каком-то направлении. Но на самом деле актеры - самые обделенные люди на площадке - они не получают того профессионального внимания, которое заслуживают.
В Америке, например, актеров очень балуют и перехваливают. Но это не то внимание, которое им требуется на самом деле. Они получают много материальных благ. И после того, как добиваются успеха, просто сходят с ума.
Ирвин аристократично улыбнулся после этой фразы, и зал понимающе рассмеялся...
"Следы на песке". Реж. - Ивайло Христов, Болгария (конкурс). Драма о человеке, который бежал от несчастной любви на Запад, прошел лагеря для беженцев, стал дальнобойщиком в США и вернулся в родной город в надежде вернуть свою первую любовь. "Октябрь". 15.30.
"Вниз по течению". Реж. - Вентура Понс, Испания (конкурс). История медсестры, прошедшей опыт военного конфликта в Африке. Даже и вернувшись в Барселону, она не может забыть пережитого. "Октябрь", 16.30.
"Берлин, Боксхагенер платц". Реж. - Матти Гешоннек, Германия (конкурс). Напряженный 1968-й, Берлин разделен стеной, в Праге - советские танки. В Восточном Берлине живут бабушка Отти, внук-пионер Хольгер, отец-полицейский и мать-учительница. Пионер Хольгер начинает играть во взрослого: бдительно за всеми следить. К добру это не приведет. "Октябрь", 16.00.
"Реверс". Реж. - Борыс Ланкош, Польша ("Перспективы"). Варшава, 1950-е годы. Сабине уже за тридцать, и она никак не может выбрать достойного человека. Пока не появится Бронислав... "Октябрь", 21.00.
"Ливан". Реж. - Шмуэль Маоэ, Израиль ("Восемь с половиной фильмов"). Двадцатилетние парни пытаются остаться людьми в шквале первой ливанской войны. "Октябрь", 19.45.
"Брестская крепость". Реж. - Александр Котт, Россия (гала-премьеры). Ветеран Великой Отечественной войны не может забыть дни, когда пятнадцатилетним подростком он оказался в самом пекле первых дней атаки гитлеровцев на Брестскую крепость. "Октябрь", 22.00.