В Польше прошли внеочередные выборы президента

По данным экзит-полов, на завершившихся в Польше президентских выборах лидирует спикер нижней палаты парламента Бронислав Коморовский.

Он набрал 45,7 процента голосов. Его основной соперник экс-премьер Ярослав Качиньский - на втором месте с 33,2 процента. Третьим идет молодой кандидат "левых" - Гжегож Наперальский. Его поддержали 13,4 процента избирателей. Таким образом, Наперальский обеспечил своей партии хороший старт на парламентских выборах, которые состоятся в следующем году.

Во второй тур выборов, как и предсказывали эксперты, выходят Коморовский и Качиньский.

"Это стремительная избирательная кампания... Вдруг все обрушилось на нас - сначала президент погиб в авиакатастрофе, потом чуть ли не полстраны затопило, да еще и эти выборы. Мне трудно определиться, за кого голосовать", - признался таксист, который вез меня к избирательному участку, на котором голосовал один из главных кандидатов на пост президента - Ярослав Качиньский.

Бывший премьер пришел на выборы вместе с дочерью брата - погибшего в авиакатастрофе под Смоленском президента Леха Качиньского - и ее семьей. Никаких заявлений.

Качиньский и его родные опустили свои бюллетени в урну и вышли из здания школы, в которой проходило голосование.

Из-за трагедии, унесшей жизни представителей политической элиты Польши, внеочередные выборы проходили в сезон отпусков. Польские власти организовали рекордное количество избирательных комиссий за рубежом.

И все же главный вопрос вчерашнего дня: какой будет явка на выборы?

Редкие рекламные плакаты - в основном кандидата от партии "Закон и справедливость" Ярослава Качиньского - оказались в необычной для предвыборной гонки компании рекламы торговых центров, электроники и автомобилей. С вечера пятницы в Польше действовала "предвыборная тишина" и в СМИ не говорили ни слова о политике.

Домохозяйка пани Аня была счастлива: "Наконец-то можно смотреть телевизор - интересные передачи, концерты. Я бы хотела, чтобы "предвыборную тишину" объявляли хотя бы раз в месяц!" По мнению специалистов, в ближайшее время ее мечта исполнится. Если ни один из кандидатов не наберет в первом туре 50 процентов голосов, 4 июля состоится второй тур, так что не исключено, что в следующем месяце поляков снова ждет "предвыборная тишина". Можно понять усталость простых граждан - предвыборная кампания была необычно короткой и поэтому даже более интенсивной, чем обычно.

Всего на кресло президента претендовали десять кандидатов, но настоящая, серьезная борьба шла между кандидатом от правящей партии Гражданская платформа Брониславом Коморовским (действующий спикер нижней палаты парламента исполняющий обязанности президента страны) и кандидатом от партии "Закон и справедливость" Ярославом Качиньским (экс-премьер Польши, брат-близнец погибшего в авиакатастрофе под Смоленском президента страны Леха Качиньского). Буквально за пару недель Бронислав Коморовский и Ярослав Качиньский успели объездить всю страну, подать друг на друга в суд, поспорить относительно формата предвыборных дебатов, выступить с программными заявлениями и признаться если не в любви, то во всяком случае в готовности к тесному сотрудничеству с Россией.

Особенно впечатляющим выглядело такое признание из уст Ярослава Качиньского, до сих пор известного своими антироссийскими взглядами. Он выступил с телеобращением "к друзьям россиянам", в котором по-польски, но с русскими субтитрами говорил об улучшении отношений между нашими странами.

комментарий

Повлияет ли результат президентских выборов в Польше на отношения с Россией, "РГ" рассказал вице-директор польского Центра восточных исследований доктор политических наук Адам Эберхардт.

Адам Эберхардт: В последние два десятилетия основные политические силы в Польше были заинтересованы в переломе в отношениях с Россией. И это относится ко всем политическим силам в стране. Даже те партии, которые были настроены критически по отношению к российской политике, тем не менее заявляли о готовности к изменениям к лучшему. Однако у разных партий были разные представления о том, каким должен быть этот диалог. Лидер "Гражданской платформы", нынешний глава правительства Дональд Туск был первым, кто сформулировал однозначный принцип: говорить с Россией такой, какая она есть. А глава партии "Закон и справедливость" экс-премьер Ярослав Качинский подчеркивал, что хочет улучшения отношений между нашими странами, но при этом критиковал политику России, например, на постсоветском пространстве. Однако мне кажется, что ключевую роль в диалоге двух стран играет политика российских властей. Около года назад в России появились тенденции к улучшению отношений. Были предприняты важные шаги в сторону двустороннего сотрудничества: в частности, создана комиссия по трудным вопросам. Расширился политический диалог. В сентябре прошлого года Владимир Путин принял приглашение Дональда Туска посетить мероприятия, посвященные годовщине катынской трагедии. В чем причина? Польша в последние годы ставила больше всего условий на пути сближения России с Европой. По моему мнению, потепление отношений с Польшей - это часть европейской стратегии России.

Российская газета: В этом контексте что-нибудь зависит от результатов нынешних выборов?

Эберхардт: Во-первых, не следует забывать, что за внешнюю политику Польши отвечает правительство. Согласно польской конституции, президент только сотрудничает с правительством в вопросах международной политики. Конечно, президент - глава государства, он представляет нашу страну за рубежом, но все конкретные вопросы, относящиеся к политическому диалогу, - это сфера ответственности премьер-министра, правительства, министерства иностранных дел.

РГ: И все же после катастрофы под Смоленском наметился некий видимый перелом в наших отношениях. Влияет ли это на предвыборную кампанию кандидатов в президенты?

Эберхардт: Ярослав Качинский, который еще перед катастрофой критиковал Дональда Туска за политику безусловного сближения с Россией, сейчас говорит о том, что нужно налаживать диалог. Пару дней назад он заявил, что никогда не был в Москве и с удовольствием посетил бы столицу России. Но все же решение об улучшении наших отношений появилось еще до катастрофы. У этого ощутимого потепления уже была хорошая основа. Ну а мы - поляки - сентиментальный народ. И некоторые красивые жесты со стороны Дмитрия Медведева и Владимира Путина, но прежде всего симпатия и сочувствие со стороны российского общества, конечно, внесли свою лепту. Мы вышли на хорошую дорогу. Диалог начат, у него твердые основы, есть хороший настрой. Но не будем забывать, что наши отношения - это не только дружелюбная атмосфера и сантименты. Это также вопросы делового сотрудничества. На этом пути могут быть трудности, но мне кажется, что, независимо от результатов выборов в Польше, наши отношения будут продвигаться в правильном направлении. Для этого есть все необходимое: есть правильные устремления, есть взаимные уступки, есть структура для диалога и есть общественное сближение.