Пока сборная Франции готовилась к своему заключительному матчу группового турнира (а может быть, и всего турнира) против ЮАР, пассажир Николя Анелька был зарегистрирован на рейс Йоханнесбург - Париж и вылетел домой.
В аэропорту даже капюшон, надвинутый на глаза, не спас форварда от фотосессий с болельщиками, бесконечных просьб об автографе. Правда, никаких интервью Николя давать не собирался: "Мне запретили разговаривать с журналистами, - сообщил Анелька репортерам. - Все, что я хочу сказать, станет вам известно после чемпионата мира. Пока же я благодарен команде за поддержку. Я улетаю домой с тяжелым сердцем, но желаю своим партнерам удачи - пусть они сыграют в том числе и за меня!"
Напомним, что конфликт между футболистом и главным тренером сборной Франции Раймоном Доменеком случился в перерыве матча с Мексикой, который европейцы в итоге проиграли - 0:2.
В раздевалке Доменек пытался докричаться до игроков, при том что счет на табло к концу первого тайма был 0:0. Форвард "Челси" Анелька слушать главного тренера явно не хотел. На просьбу: "Будь внимательней, у меня есть претензии по твоей игре", Доменек услышал:
"Ты, мерзкий сукин сын! Не смей меня учить". Далее последовала еще пара фраз, которые мы по понятным причинам не можем привести в газете.
Доменек не стал тянуть с ответом, заявив Анелька, что тот может быть свободен, и предложил ему подумать над сказанными словами.
На второй тайм вместо Николя на поле вышел Жиньяк, который ничем себя не проявил и сыграл также бездарно, как и его партнеры.
После игры информация о скандале попала в прессу. Кто-то из игроков не смог сдержаться и в красках описал случившееся знакомому журналисту. Скандал вышел из раздевалки, и реакция официальной делегации Федерации футбола Франции была вполне прогнозируема. Вице-президент ФФФ Кристиан Тентюрье сообщил, что после консультации с Доменеком было решено отчислить Анелька из сборной и отправить его домой.
Сам Доменек смог лишь сказать, что предлагал Анелька извиниться и называл "крайними" в этой истории журналистов:
- Если бы эта история осталась внутри команды, то мы бы не стали всеобщим посмешищем. А так у нас не было выбора. Мы не могли промолчать.
Не остался в стороне капитан европейской сборной Патрис Эвра, который назвал человека, сообщившего подробности происшествия в раздевалке, "предателем" и пообещал найти и наказать "Иуду".
После того как Анелька отправился "зализывать раны" во Францию, конфликт в сборной разгорелся с новой силой.
Перед началом открытой тренировки, на которую были приглашены зрители и журналисты, на поле произошла стычка между Эвра и тренером по физподготовке Робером Дюверном. Разнимать их бросился Раймон Доменек. Дюверн в гневе покинул поле. Футболисты также не стали продолжать занятия и демонстративно пошли в автобус. Это стало поводом для отставки управляющего директора Федерации футбола Франции Жан-Луи Валентена, который отметил, что ему очень стыдно за команду.
Спустя несколько часов появилась информация об открытом письме футболистов сборной Франции, адресованное болельщикам и журналистам. Зачитать его было доверено... месье Доменеку, который сделал это в тренировочном лагере французов перед десятками камер.
Приведем вам выдержки из письма:
"В этом все без какого-либо исключения игроки сборной Франции по футболу выражают несогласие с решением Федерации футбола Франции исключить из состава команды Николя Анелька.
Мы можем сообщить, что, безусловно, сожалеем о том инциденте, который произошел в перерыве матча против Мексики. Но еще больше сожалеем, что об этом эпизоде, который должен был остаться внутри команды, стало известно общественности. Команда попросила Анелька постараться уладить ситуацию, однако он не нашел необходимой поддержки и отказался идти на какой-либо диалог. Сожалеем, что Федерация футбола Франции ни разу не попыталась защитить футболистов сборной. Решение об отчислении Анелька было принято, невзирая на мнение команды. Чиновники руководствовались при принятии решения, взяв за основу лишь те факты, которые попали в прессу..."
Мировой конфуз, разумеется, не остался незамеченным и на родине скандалистов. Дошло даже до реакции президента республики Николя Саркози.
Президент Франции попросил министра спорта Франции Розелин Башело встретиться с капитаном сборной Патрисом Эвра, главным тренером Раймоном Доменеком и президентом Федерации футбола страны Жан-Пьерром Эскалеттом, чтобы уладить конфликт сторон. Причем, как подчеркивают информационные агентства, это должно пройти незамедлительно".
Заместитель главного редактора газеты "Экип" Ален Лунзенфиштер рассказал "РГ" о кошмаре во французской сборной.
Это его популярнейшая спортивная газета вынесла сор из раздевалки национальной команды, опубликовав подробнейшую стенограмму ссоры Доменека с футболистом Анелька в раздевалке между двумя таймами провальной игры с Алжиром. Во Франции такое понятие, как "мат", отсутствует. Но то, что говорил игрок тренеру, переводится на русский именно нашим четырехэтажным.
Российская газета: Вы взяли на на себя смелость изложить всю ссору дословно.
Ален Лунзенфиштер: Пусть читатели знают, как обращаются с главным тренером безграмотные люди. Знаменитый игрок, не получивший образования, должен бы все равно служить примером для других. Но если сегодняшняя молодежь такова, какой же это пример.
РГ: Анелька не отнесешь к юнцам - ему за 30.
Лунзенфиштер: Дело в ином: авторитетов для таких не существует, как и уважения к старшим. Где он учился и чему его научили, кроме футбола? Мы хотели, чтобы наши читатели поняли - ничему.
РГ: Вы полагаете, тренер Доменек заслуживает уважения?
Лунзенфиштер: Мы с вами говорим о разных вещах. Доменек поставлен на место главного до конца этого Кубка мира, и с этим не поспоришь. Пусть даже Анелька он не нравится. Мог бы тогда отказаться от выступления за сборную, и ни один человек в мире не заставил бы его выйти на поле. Но устраивать такие скандалы...
РГ: Теперь капитан вашей сборной Эвра с компанией занялся поисками, как он считает, "предателя" в составе команды и слившего вам в газету всю эту информацию.
Лунзенфиштер: Чушь. Не было никакого предателя. У нас во Франции говорят, что если тайна известна двоим, то, значит, в курсе секретных событий как минимум сотня. Игроки, их агенты, жены и подруги, тренеры, обслуживающий персонал - вот сколько народа знали обо всей этой грубости. Некоторые из названных персонажей дружны с нашими журналистами. Прежде чем опубликовать статью, мы получили твердое подтверждение не из одного, а из трех источников.
РГ: Анелька отослан домой, футболисты отменили тренировку, и теперь в игру вмешался сам президент Николя Саркози.
Лунзенфиштер: Сильно сказано. Просто он попросил министра спорта Франции мадам Башло оставаться в ЮАР и пригласить на встречу Доменека, президента нашей футбольной Федерации месье Эскалетта и капитана команды Эвра на встречу, чтобы уладить споры.
РГ: Мадам Башло в ЮАР?
Лунзенфиштер: И даже в том же отеле, что и футболисты сборной.
РГ: У нее нелегкая задача. Ведь ваши не хотят играть.
Лунзенфиштер: Не играть не получится. Не выйдут на поле и столкнутся с серьезнейшими проблемами. Каждая сборная, добравшаяся до Южной Африки, уже за одно это получила или получит от ФИФА по пять миллионов евро. Игрокам, по крайней мере так предполагалось до всего этого кошмара, предстоит разделить их между собой. Играть придется. Будут упорствовать -возможны дисциплинарные меры.
РГ: Я бывал в тренировочном лагере французской национальной сборной под Парижем. Тогда ее тренер, некий Мишель Платини, создал в сборной прекрасную дружелюбную атмосферу. Просто посидеть с футболистами, побывать на тренировках, выпить с ними за обедом по бокалу сухого "Бордо" было настоящим праздником. Не представляю, чтобы капитан команды мог, как на днях Эвра, чуть не подраться на тренировке с тренером по физической подготовке.
Лунзенфиштер: Ну, вспомнили. Сегодня в сборной совсем другие люди. Они ушли в себя, заперлись, закрылись. Не хотят общаться ни с прессой, ни с болельщиками. Эти, теперешние профессионалы считаются только с одним типом людей - с собой, и только с собой. И неслучайно я в начале нашего разговора говорил о нехватке образования, культуры. Ладно, меня зовут на редакционную планерку.
РГ: Последний вопрос. Остались у чемпионов мира-1998, они же серебряные призеры первенства-2006, хоть какие-то шансы просочиться в 1/8?
Лунзенфиштер: Чудеса случаются. Но редко.
В Париж дозвонился Николай Долгополов