Началось межсезонье. Уважающие себя программы и их ведущие скопом и в розницу спешат в отпуск. Ушел Познер. Ушли "прожектористы". К ним присоединился Жванецкий. Вот-вот уйдут Архангельский, Ерофеев, Швыдкой... Свято место, слава богу, на сей раз есть чем заполнить, хотя бы на время. В порядке компенсации нам, зрителям, дарованы два соревнования: одно - по кино (ММКФ), другое - по футболу (ЧЕ-2010).
Африканские страсти
Думал, что трансляции из Южной Африки будут мне, болельщику, как соль на раны по причине отсутствия на мундиале наших...
Думал, что пострадает патриотическое воспитание народа - от отсутствия напутственных ток-шоу под девизом: "Всех порвем". Это с одной стороны; с другой - обидно внимать только чужестранным гимнам.
Беспокоился, что и сам футбол без Аршавина и братьев Березуцких потеряет в глазах мировой общественности былую привлекательность...
Но ничего, не все так плохо, пессимистично и антипатриотично.
Во-первых, мы не проиграли пока ни одной встречи. И можно быть уверенным, что и не проиграем. По крайней мере в далекой Африке.
После Ванкувера и Канна это уже радость.
Во-вторых, если нельзя порадоваться от души за успехи своих, то можно позлорадствовать неудачам других. Тому, например, как наша обидчица Испания проиграла в первом же матче скромной Швейцарии, как могучая Германия спасовала перед маленькой, но гордой Сербией, как действующий чемпион мира Италия ничего не смогла поделать ни с Парагваем, ни с Новой Зеландией, как опозорилась великая Франция и т.д. А сколько еще будет поводов поаплодировать поражениям вчерашних триумфаторов...
В-третьих, уровень катания мяча по зеленым газонам, может, и не ахти, но интрига-то есть, и она непредсказуема.
В-четвертых - "картинка". Она как никогда выразительна: ракурсы, крупные планы болельщиков, игроков и тренера Марадоны.
Но особенно впечатляют замедленные видеоповторы столкновений футболистов. Сколько в них пластики, энергии, страсти...
Сколько живу, столько слышу: футбол - это не балет... Оказалось, неправда. Балет. Да еще какой! Достаточно увидеть, как плывет над зеленым ковром под куполом неба камерунский "лев" или ивуарийский "слон", как они тянут носок или как в высоком прыжке зависает голкипер в рамке ворот, дотягиваясь до мяча кончиками пальцев, чтобы удостовериться в этом.
Сколько болею, столько слышу: современный футбол - беспрерывный "экшен", и у игроков нет времени на психологические переживания, а "картинка" снова и снова выдает на-гора гамму эмоций и их оттенков.
Сколько смотрю телевизор, но никогда прежде не видел столь выразительной мимики - никогда не видел так подробно корчи мускулов на лицах игроков от напряжения, от боли, от счастья...
Когда-то считалось, что ТВ - рентген характера. Теперь оно благодаря более совершенному технологическому оснащению стало еще и рентгеном отдельно взятой эмоции.
Теперь оно удостоверяет не только искренность переживания игроков, но и их фальшь, их ложь... Это когда игрок, едва задетый соперником, резко валится на спину и бьется в разрывающих душу конвульсиях.
"Ах, какой артист, - говорим мы не без восхищения, но и с примесью негодования. И аплодируем судье, показывающему "пострадавшему" желтую карточку, что в переводе с футбольного языка на театральный означает: "Не верю!"
Судьям, к слову, особенно непросто работать под пристальными взглядами двух десятков телекамер, когда каждое их решение мгновенно проверяется рапидом.
...Каким предстанет африканский чемпионат в оценках футбольных экспертов, это еще надо будет посмотреть. Но то, что он приобрел новое качество зрелищности, это очевидно.
Помнится, было время, когда мы задавались вопросом: шахматы - спорт или искусство?
Сейчас впору поинтересоваться: футбол - спорт или телевизионное шоу? Лично я все больше склоняюсь ко второму. Но, не дай бог, в нем угаснет спортивное начало...Тогда конец и шоу.
Кража прямого эфира
Я как телезритель и болельщик чрезвычайно доволен расписанием трансляций на предварительном этапе. Все четко: три матча в день, фиксированное время - 15.30, 18.00 и 22.30. Спасибо за это ФИФА. Но у меня есть одна маленькая претензия к ней. Жаль, что она не согласовала время матча между Алжиром и Англией, а также Словакии с Парагваем и Испании с Чили с руководством Первого канала. Она должна была бы приурочить начала этих матчей к концу шоу "Розыгрыш". А так все они транслировались с задержкой на 20 минут, то есть в записи.
...Вообще-то, если без шуток, такую задержку трудно иначе расценить как кражу живого эфира у болельщиков и живых голов у футболистов.
Наверное, здесь есть некоторая коммерческая подоплека. Не думаю, что Первый не решился пожертвовать каким-нибудь куском довольно пустоватого зрелища под названием "Розыгрыш". Думаю, что он не смог отказаться от жирного куска рекламы, размещенного в этом шоу.
Думаю также, что Первый не рассчитал с покупкой прямых трансляций. То есть пожадничал. Видно, как ему трудно вгонять не слишком рейтинговый и рекламоемкий футбол в свой перегруженный развлекательными зрелищами эфир. Поэтому, наверное, Первый в последнюю минуту отказался от нескольких трансляций в пользу ВГТРК. Было бы мудро с его стороны, если бы он продал НТВ+ сублицензии на права трансляции еще нескольких не очень нужных ему матчей.
Есть еще одна прореха в захватывающем футбольном сериале. Слишком узок круг футбольных комментаторов. Это особенно остро ощущается ввиду отсутствия в эфире команды специалистов НТВ+Спорт.
***
В промежутках между футбольными ристалищами привелось увидеть церемонию открытия очередного ММКФ. Там запомнилась реплика первого лица СК РФ Никиты Михалкова, который обнадежил участников и гостей этого кинофорума тем, что в отличие от прежних фестивалей у этого - "трезвое лицо".
Загадочная фраза. Что он этим хотел сказать? Насколько помнится, лицом всех последних фестивалей было лицо самого Никиты Сергеевича Михалкова.
...Пессимистические мотивы преобладали на ток-шоу "Картина маслом", где обсуждалось состояние российского кино. "Жить не хочется", - удрученно сетовал Карен Шахназаров, имея в виду фестивальную программу "Кинотавра".
Ему, правда, возражали молодые коллеги, которым возражал жизнерадостный ведущий "Картины маслом" Дмитрий Быков, по виду которого уж точно нельзя было сказать, что ему жить не хочется.
Но так или иначе, а кино и футбол (то и другое по телевидению) для летних телезрителей едва ли не единственные забавы.
***
А самым острым и глубоким впечатлением стал документальный фильм "Марлен" Максимилиана Шелла - о судьбе и творчестве Марлен Дитрих.