Бизнес в скором времени получит новую систему регулирования бухгалтерского учета. Депутаты Госдумы готовят к рассмотрению законопроект "О бухгалтерском учете", внесенный правительством РФ. Документ готовился минфином с 2003 года. Как отметил Владимир Васин, финансовый директор фонда "Народная Инициатива", ведомство пыталось внести коррективы в закон о бухучете неоднократно, но с места дело не тронулось. "Сегодня же законопроект попал в Думу, и есть достаточно высокие шансы, что он в том или ином виде будет в конце концов принят, - говорит эксперт. - Если это произойдет, то мы заметно приблизимся к европейским нормам формирования и ведения бухгалтерской отчетности, а соответственно, некоторый цивилизационный шаг вперед сделает и весь российский бизнес".
Новая редакция Федерального закона "О бухгалтерском учете", как говорится в пояснительной записке к документу, разработана с целью устранения устаревших норм, положений и пробелов закона N 129-ФЗ, выявленных в результате анализа соответствующей правоприменительной практики.
"Действующий закон был принят 14 лет назад, - поясняет Борис Ким, председатель комитета Национальной ассоциации участников электронной торговли. - За это время в стране многое изменилось. На данный момент в стране гораздо более стабильная экономика и законодательство. Я уверен, что любой закон должен соответствовать времени, в котором работает, и обновления нашему законодательству необходимы и полезны".
Важным моментом, по мнению эксперта, в этом проекте является то, что после вступления закона в силу регулирование бухучета в РФ смогут осуществлять не только уполномоченный госорган (минфин), но и профессиональные объединения бухгалтеров, аудиторов и предпринимателей. "Это уже не первая попытка переписать закон N129-ФЗ, но мне кажется, что в этот раз она должна увенчаться успехом, и новый закон будет значительно ближе к реалиям современной России", - отметил Борис Ким.
По словам Светланы Борисовой, д. э. н., заместителя генерального директора по экономическим вопросам ФГУ "Редакция "Российской газеты", правительство предлагает с 1 января 2012 года изменить основные понятия и терминологию бухгалтерского учета, многие нормы действующего Закона "О бухгалтерском учете".
"Совершенно иначе сформулировано определение бухгалтерского учета, цели, предмет, сфера действия закона, исключена статья о главном бухгалтере, об ответственности руководителя за организацию бухучета и т.д., - отмечает Светлана Борисова. - Законопроект содержит новые статьи об особенностях бухгалтерской (финансовой) отчетности при реорганизации юридического лица и ликвидации юридического лица. Отдельная статья законопроекта посвящена внутреннему контролю: экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной деятельности. Впервые законопроектом предложена система регулирования бухгалтерского учета, основанная на сочетании деятельности органов государственной власти и негосударственных организаций".
К негосударственным субъектам регулирования, по словам Светланы Борисовой, законопроект относит саморегулируемые организации (СРО), в том числе СРО предпринимателей, аудиторов и иных пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности. Отдельная статья законопроекта определяет их функции. "Речь идет о разработке проектов национальных стандартов, их публичном обсуждении, участии в подготовке программы разработки национальных стандартов, в экспертизе проектов национальных стандартов, разработке и принятии рекомендации в области бухгалтерского учета и т.д.", - пояснила эксперт.
Из этого следует, что минфин все же решил не отпускать, как планировалось ранее, профессиональные бизнес-сообщества в свободное плавание. Национальные стандарты разрабатывают СРО, но, утверждает минфин, таким образом, контроль ведомство оставило за собой.
Сергей Летунов, вице-президент Пробизнесбанка по правовым вопросам, считает, что из существенных изменений, внесенных новым законом, можно отметить также установление квалификационных требований, предъявляемых к главным бухгалтерам публичных организаций (ценные бумаги которых обращаются на торгах фондовых бирж, страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов).
"Предлагаемые изменения, по нашему мнению, позволят повысить профессиональный уровень бухгалтерской службы, - говорит эксперт. - Помимо этого закон уточняет такие нормы закона, как порядок изменения учетной политики, порядок измерения объектов учета, состав учетной документации и бухгалтерской отчетности".
Данный законопроект, считает Борис Ким, затрагивает не только механизмы разработки национальных стандартов и терминологические вопросы, но и вопросы информационного обеспечения, а также многие другие аспекты бухгалтерского учета, которые не были учтены, например учет электронных документов.
Как рассказал Владимир Васин, в России должным образом электронный документооборот не работает. "К примеру, в Европе или США две организации, которые вступили в какие-либо взаимоотношения, вполне могут все решить при помощи электронных средств связи, благодаря чему экономится огромное количество сил и времени, - говорит эксперт. - У нас же даже если условиями договора допускается использовать при взаимоотношении двух хозяйствующих субъектов факсимильные или отсканированные копии, то в любом случае для аудиторских проверок необходимо будет предоставлять бумажные оригиналы документов. Это распространяется в том числе и на те организации, которые имеют право использовать цифровую подпись. Новый закон о бухучете в сегодняшнем виде позволит решить эти, а также ряд иных проблем".
Однако, по мнению эксперта, не следует забывать, что у ново введений есть немало противников, и вполне возможно, некоторые моменты будут из закона исключены. "Тем не менее часть их останется, и они в любом случае окажут серьезное позитивное влияние на взаимоотношения всех хозяйствующих субъектов в РФ", - отметил Владимир Васин.
В целом, отмечая положительную роль будущего закона, эксперты полагают, что некоторые вопросы проработаны слабо.
"Любая более менее внятная конкретика по бухгалтерскому учету в виде закона является благим делом, поэтому инициатива однозначно хороша, - говорит Вячеслав Лугинин, генеральный директор "Лугинин Кэпитал Партнерс". - Но стоит обратить внимание на формулировки национальных стандартов бухгалтерского учета. Стоит задуматься над тем, что мир меняется и стандарты все более сближаются между собой. И связано это с движением капитала в мире, поэтому я бы не настаивал на дальнейшем продвижении национальных стандартов, а подумал бы о продвижении международных стандартов и их использовании в России".
Георгий Генс, президент группы компаний ЛАНИТ, считает, что предлагаемый проект закона скорее полезен, чем вреден в настоящий момент. "Думаю, что его еще можно было бы доработать в направлении существенного упрощения бухгалтерского учета. В новой версии закона эта цель не достигнута. В результате такой доработки закон был бы более действенным", - отметил эксперт.
Действительно, многие компании, которые сегодня работают по упрощенной системе налогообложения, по действующему законодательству не обязаны вести бухучет. Новый закон их этой льготы лишает.
"В законопроекте нет упоминания о том, что лица, применяющие упрощенную систему налогообложения, освобождаются от обязанности ведения бухучета, сейчас же они такое право имеют, - пояснил Андрей Приходько, руководитель департамента налогового и финансового консалтинга АКГ "Интерком-Аудит". - Более того, в нем расширен перечень субъектов, на которых он распространяется. По законопроекту должны вести бухгалтерский учет также индивидуальные предприниматели и иные лица, занимающиеся частной практикой - нотариусы, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты и т.д.".
Также, по словам Андрея Приходько, в документе не предполагается обязательное применение унифицированных форм первичной учетной документации, каждая коммерческая организация должна будет самостоятельно разрабатывать и утверждать собственные формы первичных документов. Помимо этого экономическим субъектам необходимо будет самостоятельно решать вопросы с проведением инвентаризаций - в законопроекте не предусмотрен перечень случаев, когда она должна проводиться.
Михаил Подкопаев, специалист департамента аудита КГ "Аюдар", считает, что недостаточно полно раскрыты понятия, использованные в данном законе. "Неясно, кто несет ответственность перед государственными органами за ведение бухгалтерского учета в организации, если руководитель возложил эту обязанность на главного бухгалтера или иное лицо, - говорит эксперт. - Кроме того, так как законопроект предусматривает, что формы первичных учетных документов утверждаются руководителем организации и не требуется их соответствие утвержденным унифицированным формам, возможно возникновение определенных конфликтов по этому поводу - как между хозяйствующими субъектами, так и между ними и государственными органами. В целом законопроект оставляет положительное впечатление и, несомненно, должен сыграть позитивную роль в организации бухгалтерского учета в стране".
Наша справка
В законопроекте определены требования к главному бухгалтеру организаций (иному должностному лицу, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета), ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг (за исключением кредитных организаций), а также в страховых организациях и негосударственных пенсионных фондах. А именно:
1) наличие высшего профессионального образования;
2) наличие стажа работы, связанной с ведением бухгалтерского учета, составлением бухгалтерской (финансовой) отчетности либо с аудиторской деятельностью, не менее трех лет из последних пяти календарных лет, а при наличии высшего профессионального образования по специальностям, отличным от специальностей бухгалтерского учета и аудита, - не менее пяти лет из последних семи календарных лет;
3) отсутствие судимости за преступления в сфере экономики.
Юридическое лицо, с которым может быть заключен договор об оказании услуг по ведению бухгалтерского учета, должно иметь не менее одного отвечающего указанным требованиям работника, с которым заключен трудовой договор.
В действующем законе перечисленных ограничений нет.