22.06.2010 06:40
    Поделиться

    Два года назад прекратило свое существование РАО "ЕЭС России"

    Частную энергетику трудно заставить делать то, что ей невыгодно

    Ровно два года назад прекратило свое существование РАО "ЕЭС России". Безусловно, это была кульминация всей реформы электроэнергетики, начатой еще в 2001 году. Кульминация, но не завершение. Итоговая точка, судя по всему, будет поставлена не скоро. Лишь в феврале нынешнего года правительство приняло решение о запуске долгосрочного рынка мощности, который должен обеспечить ввод генерирации под растущий спрос, привлечение в отрасль частных инвестиций. На очереди - запуск рынка системных услуг для поддержки надежности и качества функционирования энергосистемы... Однако настораживает, что уже проведенные преобразования привели не совсем к тем результатам, которые изначально планировали для себя реформаторы.

    В 2003-2004 гг., когда в РАО "ЕЭС России" разрабатывалась пореформенная структура отрасли, основным ее принципом стала идея: ни тени монополизма на рынке межрегиональных генерирующих мощностей. В результате было решено создать 6 тепловых компаний оптового генерирующего рынка (ОГК) и 14 территориальных генерирующих (ТГК), объединивших небольшие ТЭЦ в соседних регионах. Крупные ГЭС вошли в состав "РусГидро". Кроме того, самостоятельными производителями электроэнергии остались "Росэнергоатом" и генерирующие компании, сформированные на основе "Башкирэнерго", "Татэнерго", "Иркутскэнерго" и т.д. Предполагалось, все они будут активно конкурировать друг с другом, что замедлит темпы роста цен или даже приведет к их снижению.

    Что же из всего этого вышло? В предкризисные 2006-2008 годы цены росли на редкость быстрыми темпами. Чему способствовали не только объективные факторы, но и особенности проведения самой реформы. При формировании ТГК и ОГК не был учтен фактор связности региональных энергосистем - возможностей ЛЭП попросту не хватало для свободного перетока энергии и потому единое рыночное пространство могло существовать лишь гипотетически. Во многих дефицитных регионах спрос на старые неэффективные мощности ничуть не снизился, тогда как в соседних энергоизбыточных территориях более современные электростанции часто работали лишь на 30-40% от установленной мощности. Все это обусловило дополнительные издержки, наглядно показав, что простым "введением рынка" невозможно решить сугубо технические проблемы.

    Другим аспектом, не учтенным в полной мере при приватизации тепловой генерации, стал региональный монополизм - многие стратегические инвесторы покупали активы в соседних регионах. Например, "КЭС-Холдинг", один из крупнейших инвесторов в электроэнергетику, приобрел пакеты акций в ТГК-5, ТГК-6, ТГК-7 и ТГК-9 - фактически компания получила контроль над тепловой энергетикой большей части Поволжья и Урала.

    В результате вместо одной большой компании, находящейся под государственным контролем, экономика страны получила ряд относительно небольших независимых и неконтролируемых компаний, но обладающих огромной рыночной силой на "своих" отдельных региональных рынках. Экономический кризис привел к некоторому снижению цен на оптовом рынке электроэнергии, однако к сегодняшнему дню цены достигли уровня 2007 года и уверенно устремились к максимумам 2008-го. Поэтому в последние месяцы правительство приняло целый ряд решений, направленных на замедление темпов роста цен и борьбу со сговором производителей. Однако на деле это означает не более чем возврат к директивным вожжам времен РАО "ЕЭС России" и снижению привлекательности отрасли для частных инвесторов. В этих условиях, как показывает опыт развитых стран, единственный выход - развитие электросетей и усиление антимонопольных расследований.

    Введение конкурентного рынка электроэнергии, запуск рынка мощности и приватизация тепловых генерирующих компаний должны были помочь достижению главной цели: привлечь инвестиции для модернизации и строительства новых мощностей, повысить операционную эффективность предприятий отрасли. И в итоге компенсировать тотальное недофинансирование отрасли в 1990-х годах. В 2006-м, на фоне стремительно растущего спроса на электроэнергию и необходимости значительного увеличения объемов строительства новых мощностей, привлечение частных инвестиций казалось единственно правильным решением. Принятая в 2007 году Генеральная схема размещения объектов электроэнергетики до 2020 года предполагала рост спроса в среднем на 4-5% ежегодно. Это сравнимо с показателями 1970-1980 гг., когда быстро рос спрос энергоемких отраслей промышленности, жилого комплекса и сферы услуг при крайне невысоких темпах внедрения энергосберегающих технологий.

    В итоге, согласно этим оценкам, к 2020 году спрос на электроэнергию к 2020 г. должен был вырасти в 1,8-2,1 раза, для его покрытия требовалось ввести 186 ГВт генерирующих мощностей, в основном в тепловой энергетике. Планы по их строительству были закреплены специальными договорами с частными инвесторами, обязавшимися построить все запланированные РАО "ЕЭС России" мощности. При этом предполагалось значительно увеличить цены на электроэнергию (в 2-2,5 раза без учета инфляции с 2006 по 2020 год). Хотя трудно представить ситуацию, при которой высокие темпы роста физического спроса сочетаются с высокими ценами на тот же ресурс. С другой стороны, реализация масштабных планов, заложенных в Генсхему, требовала огромных инвестиций, что и вовсе нереально при сохранении низких цен на электроэнергию.

    В результате частные инвесторы обязались построить около 40 ГВт новых генерирующих мощностей, причем уже в 2010 году вести 11,7 ГВт, что стало бы рекордом не только в новой российской, но и в советской истории. Однако к началу 2010 года работы велись лишь на половине объектов, ввод многих строящихся энергоблоков решено было перенести на более поздний срок. Экономический кризис 2008-2009 годов и падение потребления стали для многих инвесторов спасением от неотложных расходов и формальным поводом для отказа от строительства. Основная же причина случившегося - явное завышение прогнозов спроса на электроэнергию в Генеральной схеме, в результате чего новое строительство во многих регионах привело бы к созданию мощностей, которые никогда бы не были востребованы рынком. Например, новый прогноз спроса на электроэнергию, подготовленный минэнерго в 2010 году, ниже значений, заложенных в Генсхему на 20%, а по ОЭС Северо-Запада - на все 30.

    Наконец стало очевидным то, о чем многие независимые эксперты заявляли еще в 2005-2006 годах, - экономический рост в ближайшие годы будет сопровождаться относительно низкими темпами роста спроса на энергоресурсы, расширением использования энергоэффективных технологий, и потому ввод новых мощностей в первую очередь должен быть преимущественно направлен на замену устаревших в уже развернутых центрах производства, а не в районах освоения. Что касается энергокомпаний, то они должны будут отказаться от масштабных, но экономически и особенно экологически крайне спорных проектов, таких, например, как Эвенкийская ГЭС.

    Поделиться