22.06.2010 06:20
    Поделиться

    Александр Ципко: Идея "Кодекса москвича" мне кажется очень опасной

    Александр Ципко, политолог:

    - Идея "Кодекса москвича" мне кажется очень опасной. Московский чиновник, ее выдвинувший, похоже, не понимает ни смысла такого образования, как столица, в жизни российского государства, ни вообще особенностей российского государства. Москва - это не город для москвичей. Она принадлежит многонациональной России, всем ее гражданам и национальностям с их культурами и традициями. Поэтому попытки отделить Москву какими-то специальными барьерами, языковыми или другими, запретить национальную одежду и обряды - это равносильно преступлению.

    Запретить мусульманам резать баранов на улицах Москвы? Это смешно, где вы это видели? Если и режут, то на даче, за городом.

    "Кодекс москвича" - это провоцирование антироссийских и антимосковских настроений. У нашего посткоммунистического чиновничества, какими бы благими пожеланиями оно ни руководствовалось, нет понимания природы многонационального государства.

    Мы часто подменяем русское национальное сознание этническим русским национализмом. Не понимая, что это разрушительная сила, и она в России никогда не приветствовалась. На этой основе невозможно сохранить Россию. Об этом говорили все великие русские философы до революции, это косвенно понимали и в советское время. Поэтому вместо слова "россиянин" было придумано "советский человек".

    Давайте называть вещи своими именами - такой "кодекс" можно было придумать только от слабости ума. Приводить в пример политику, скажем Франции, которая запретила носить мусульманские головные уборы в учебных заведениях, нельзя уже по той причине, что Россия возникла как многонациональная страна. Российская элита была сначала русско-польско-литовской, потом татарской, потом немецкой. Мы не государство русских уже со времен Ивана Грозного. Наши великие писатели - Тургенев, Карамзин, Булгаковы - потомки татарских родов. А Франция стала пускать к себе арабских мигрантов не так уж и давно.

    Есть сейчас серьезная проблема и в отношениях с бывшими союзными республиками, на чьих граждан, работающих в Москве, тоже рассчитан "кодекс москвича". Это видно на примере Украины. Как только началось обособление, появился акцент на национальной одежде и фольклоре. А до отмежевания, скажем, в той же моей родной Одессе никто и не думал носить вышиванки. Российская посткоммунистическая элита не имела национального сознания, поэтому она не понимает и другие народы, населяющие Россию и Москву. Ей ближе урбанистическая безликая культура. Процессы же перехода к ней в России происходят гораздо более болезненно, чем во всем мире. Во-первых, потому что большой народ, а во-вторых, уже с эпохи Петра он стал терять самобытность, вытеснялись особые наречия и говоры. Россия, как центр империи, больше подвергалась усреднению. Этот процесс идет и сейчас, особенно когда у подавляющей части элиты дети и деньги - за пределами страны.

    То, о чем пекутся чиновники, - это не проблема национальностей, гостей или москвичей. Это проблема, во-первых, культуры и бескультурья, а во-вторых, различия культур. Мы живем в Москве все же в рамках европейской христианской цивилизации, а культура, к примеру народов Северного Кавказа, осталась кланово-племенной, они живут у себя на родине в патриархальном обществе. Это нужно понимать. Да, иногда случаются эксцессы. Если закон нарушается, то власть должна предельно жестко восстанавливать правопорядок. Но какой закон нарушает, к примеру, африканец, когда ходит в своей традиционной одежде? Зачем еще возбуждать и без того сложную жизнь в мегаполисе написанием каких-то странных брошюр? Нужно учиться уважать каждый народ, иначе все рассыплется. Останется Московское княжество, даже без Рязани, потому что там 30 процентов населения - касымовские татары.

    ЗА

    Лев Аннинский, критик:

    - Столичные чиновники выступили с идеей "кодекса москвича" как культурного ограничителя. В чем я с ними согласен? Я тоже считаю, что азербайджанская диаспора не должна жарить в Москве баранов у всех на виду. Лучше это делать внутри какого-то строения. А казаки, например, которые любят носить форму и кричать "любо", пусть лучше это делают на званых вечерах, куда они приглашены именно как казаки. А просто так фигурировать в усах и лампасах - это, я думаю (несмотря на то, что сам полуказак), слишком.

    Но когда в магазине в шаговой доступности от моего дома продавщица-узбечка (кроме нее там работают украинка и дагестанка), одетая в белый халатик, а вовсе не в национальную одежду, иногда что-то говорит по-узбекски грузчику Фархату, мне вовсе не хочется кричать: прекратите! Приветливые люди, со мной разговаривающие по-русски без акцента, они мне не мешают. Я же, приехав в Узбекистан, буду говорить там по-русски.

    Культурная ассимиляция - это то, что должно получаться само собой. Отдайте ребенка в русскую школу и посмотрите, что с ним будет. Захочет обрусеть, почувствовав прелесть русских текстов, пусть обрусевает. Не захочет - не надо. Толкать не надо ни в ту, ни в другую сторону. Я, с одной стороны, хочу, чтобы все те, кто живут в Москве, обрусели, а с другой - думаю: с какой это стати? Я обрусел и рад этому, но мне и жалко в себе чего-то, что дали мне два кочевых народа - казаки и евреи.

    Совсем другое дело, если образуется культурный анклав и начнет требовать себе особых прав. Например, издания газеты. Ну а потом он может объявить кусочек земли, на которой живет, землей этого анклава. Это опасный путь, так можно раздробить страну. Но в культурной сфере, пожалуйста, пусть каждый сохраняет свое лицо.

    Что касается столичной идентичности, то не будем забывать, что наша столица сплошь состоит из приезжих - ни одного Кучковича вы тут не найдете. И нам необходимо избавиться от двух комплексов - провинциала, ненавидящего Москву и считающего, что он лучше или хуже (какие провинциалы при нынешней системе информации?!), и спесивого москвича (недавнего, как правило). Ну какая моя заслуга в том, что меня, четырехмесячного, родившие меня в Ростове родители перевезли в Москву?

    И москвич, и провинциал - одинакового достоинства люди. Ничем москвич не отличается от сыктывкарца. В столице заметнее скорее сосуществование разных возрастных стилей, чем наличие одного московского. В чем он? В распитии пива? В валянии на траве? В жестких правилах тусовок хоть светских, хоть начальственных. Если бы я составлял культурный "кодекс москвича", я бы первым пунктом записал: не кичиться своей московскостью.

    Когда у меня в Иркутске вышла книжка, замечательный издатель Геннадий Сапронов (ныне покойный) предложил мне выбор: денежный гонорар или поездка по Сибири. Я выбрал второе. Сапронов сам повез нас с женой на машине по разным городам. И вот мы приехали в Енисейск - старый казачий город внутри тайги. Там последняя новость - медведь задрал человека. Я, гордый тем, что нахожусь в такой экзотической глуши, решил позвонить дочери в Москву. Мобильников у нас тогда не было, но молодой сержантик- бурят пустил нас к телефону в один из кабинетов местной администрации. Я счастливый, что соединилось, ликуя, кричу младшей дочери: "Настя, ты не представляешь, из какой глуши я тебе звоню!". "И где это вы тут нашли глушь?" - спросил меня сержантик, едва я положил трубку. Я покрылся пятнами стыда, что-то пробормотал, попытался отшутиться. И не смог. Этот сержантик мне на всю жизнь запомнился. Вот как надо реагировать на такую столичную блоху, как я.

    А как вы считаете, нужно ли вводить в столице "кодекс москвича"?

    Поделиться