Новости

22.06.2010 07:20
Рубрика: Экономика

Стратегический интерес

Россия и Франция развивают евроазиатское экономическое партнерство

В российско-французском сотрудничестве проявляются новые, в том числе блоковые аспекты.

В ходе переговоров в Париже 11-12 июня российского премьер-министра Владимира Путина с французским коллегой Франсуа Фийоном и президентом Николя Саркози стороны договорились развивать, в том числе в контексте прежних соглашений, взаимодействие в газовой, другими энергетическими отраслями и в аэрокосмической сфере. Такое сотрудничество рекомендовано расширять и в рамках проектов в других странах. Отмечено также, что в целом свыше 70 компаний и предприятий обеих стран участвуют в долгосрочном сотрудничестве. Французский премьер при этом заметил, что за последние 10 лет товарооборот между РФ и Францией возрос в 4 раза. И подчеркнул, что Франция и Россия - стратегические партнеры. Вдобавок Николя Саркози, выступая 18 июня на Петербургском международном экономическом форуме, косвенно подтвердил совпадение внешнеэкономических и региональных приоритетов обеих стран. "...У России и Франции много проектов, которые необходимо развивать во имя экономической и политической стабильности в мире", - заявил он.

Как полагает французский аналитик Марк Семо, происходит возвращение к традиционной франко-российской дружбе, и взаимные экономические интересы сыграли должную роль.

Одновременно с расчетом на перспективу в российско-французских экономических связях начинают проявляться и межрегиональные, блоковые акценты. Об этом свидетельствует состоявшийся в начале июня (в канун визита В. Путина в Париж) в Барселоне форум глав государств и правительств 42 стран, участвующих в "Средиземноморском союзе". Именно Франция в 2007 году реанимировала аналогичный "деголлевский" проект 1960-х годов, инициировав обширную зону интеграционного сотрудничества Южной Европы и Средиземноморья. Все участники этого форума и самого проекта ЮЕС (Южная Европа-Средиземноморье), или "Средиземноморский союз", выступили за расширение этой интеграционной зоны на соседние регионы, включая Черноморский бассейн. Напомним, участниками Организации черноморского экономического сотрудничества (ОЧЭС) являются Россия и многие страны - члены "Средиземноморского союза". В свою очередь, в этом союзе участвуют многие страны - члены ОЧЭС, с которой вдобавок ассоциированы Франция и Италия. Поэтому возникает тенденция "перекрестного" межрегионального экономического блока.

По мнению южноевропейских СМИ, не исключено, что альтернативой "евромеханизму", дающему сбои и на юге Европы, может стать единое экономическое пространство Средиземноморского и Черноморского регионов.

Как и в Средиземноморье, главные направления сотрудничества в Черноморском бассейне - формирование общего рынка энергетических, транзитных услуг; согласование внешнеторговых тарифов. А также правил внутрирегионального и внешнего инвестирования, свободное обращение товаров, капиталов и услуг. Эти аспекты подтверждены, в частности, Ереванской и Софийской декларациями ОЧЭС (2009-2010 гг.). Важность таких блоковых направлений отмечена в ходе недавних переговоров президентов России и Украины - Дмитрия Медведева и Виктора Януковича. А также в Анкаре на недавних встречах президентов Турции и РФ - Абдуллы Гюля и Дмитрия Медведева, и премьер-министров обеих стран.

Экономические точки соприкосновения Франции и РФ, как и Средиземноморья с Черноморским бассейном, особенно проявляются в сферах газоснабжения и транспорта.

Так, в 2011-2015 годах намечено построить новый мощный газопровод из Северной Африки в Южную Европу. Этот проект - фактический партнер нового российско-южноевропейского газопровода "Южный поток", который, во-первых, сперва пройдет в Черноморско-Балканском регионе, то есть в восточном секторе "Средиземноморского союза". А во-вторых, эта артерия к 2020 году покроет до трети спроса ЕС на природный газ. А новый алжирско-южноевропейский маршрут дополнит газоснабжение той же Южной Европы по "Южному потоку". Скажем, если 60% объема дополнительного южноевропейского спроса на газ обеспечит "Южный поток", то 40% покроет новый транссредиземноморский газопровод.

Пожалуй, главное подтверждение межрегионального энергетического партнерства - участие Франции и Италии, крупнейших европейских газопотребителей, а также Греции - члена "Средиземноморского союза" и ОЧЭС, в обоих проектах.

Вдобавок в рамках ОЧЭС и ЮЕС развиваются новые транзитные коридоры, в том числе соединяющие оба блока. Такие проекты в Северо-Восточном Средиземноморье (Балканы, Турция) стыкуются трансчерноморскими артериями: это "Трансчерноморское автотранспортное кольцо" и новые паромные проекты. То есть к 2020-2025 годам сформируется единая транзитная сеть Средиземноморья и Черноморско-Дунайского региона с участием России. А среди основных инвесторов таких проектов в обеих регионах - Франция и ее бизнес-структуры.

По мнению Иннокентия Адясова, участника экспертно-аналитического совета при Комитете Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками, в рамках автотранспортного и электроэнергетического "колец" ОЧЭС, восстановление автомобильного и железнодорожного сообщения России с Грузией и далее - с Арменией станет претворением долгосрочной транспортной стратегии ОЧЭС по созданию внутри- и межрегиональной транспортной системы, дополненной согласованной транзитной политикой.

Словом, неудивительно, что большинство стран "Средиземноморского союза" участвуют и в Черноморском экономическом сотрудничестве. А многие государства ОЧЭС стремятся к ассоциации с этим союзом. Данная тенденция тоже демонстрирует сближение Черноморского и Средиземноморского блоков на базе партнерства экономик и внешнеэкономических интересов Франции и России.

Динамика объема торговли между странами "Средиземноморского союза" и Организации экономического сотрудничества

Экономика Макроэкономика