В Конституционном суде в минувший вторник в открытом заседании рассматривали дело, которое, несомненно, вызовет интерес у немалого числа российских мужчин, прежде всего тех, кто имеет собственный небольшой бизнес. Коротко его можно назвать "делом об алиментах".
Официально же речь идет о проверке конституционности положений подпункта "з" пункта 2 Перечня видов заработной платы и иного дохода, из которого производится удержание алиментов на несовершеннолетних детей.
Поводом для рассмотрения стала жалоба россиянина Липарита Амаякяна. Житель Ейска, бывший летчик - "командир воздушного судна гражданской авиации", как он представился - после выхода на пенсию в 2000 году занялся бизнесом, открыв мастерскую по ремонту и продаже высокоточной сельскохозяйственной техники. К тому времени он был женат уже вторым браком, растил несовершеннолетнюю дочь. От первого же брака у него есть сын Арсен. По словам Липарита Рафиковича, он "никогда не забывал о сыне", живущем с матерью в Краснодаре, помогая ему по мере возможности.
Из его пенсии в 6500 рублей больше половины (60%) уходило на алименты.
Едва "раскрутив" свой бизнес, индивидуальный предприниматель Амаякян вынужден был закрыть дело. Из-за того что местный суд общей юрисдикции обязал его выплачивать сыну алименты с доходов от бизнеса. В сентябре 2005 года судебный пристав-исполнитель Ейского межрайонного отдела ГУ ФССП определил размер задолженности предпринимателя Л. Р. Амаякяна по уплате алиментов сыну за период с мая 2002-го по май 2005 год в размере 68 254 рубля 83 коп.
"А я заработал за этот период в три раза меньше", - горячился Липарит Амаякян, стоя перед судьями КС РФ.
- После всех необходимых выплат, в том числе налоговых, чистая прибыль составила у меня всего 21 тысячу рублей, - сообщил заявитель.
Возмущенный решением суда, Амаякян обратился в Ейский районный суд Краснодарского края. Там его требования удовлетворили, руководствуясь заключением судебно-бухгалтерской экспертизы. Согласно последней размер экономической выгоды Амаякяна был определен так: из размеров его доходов вычли документально подтвержденные расходы. Однако Краснодарский краевой суд это решение коллег из Ейска отменил, указав на то, что по налоговому и семейному законодательствам алименты взыскиваются с дохода индивидуального предпринимателя, а не с его прибыли. Все вышестоящие суды, куда обращался Липарит Рафикович, оставили это решение в силе. В результате он закрыл свой небольшой бизнес "из-за непреодолимых препятствий", в которых упрекает судебного пристава, насчитавшего ему "баснословную сумму алиментов". К слову, эти деньги он сыну выплатил.
Выступавшие на открытом заседании в здании Сената много говорили о том, что считать прибылью, а что - доходом.
Сыграло свою роль, похоже, и то, что в самом начале своей предпринимательской деятельности Амаякян ошибся, выбирая схему налогообложения. У индивидуальных предпринимателей она упрощена. Можно платить налог либо с дохода, либо по формуле "прибыль минус расходы"... Он выбрал доход. Почему - и сам не может теперь объяснить. Во всяком случае на этот вопрос одного из судей КС РФ внятного ответа дать не смог.
Решение по делу КС огласит до начала летних каникул.