На следующей неделе в Канаде соберутся руководители стран с крупнейшими в мире экономиками. Многие из вопросов на этом саммите перекликаются с вопросами, с беспокойством обсуждаемыми повсюду за семейным столом.
Ввергнут ли мир во второй раз в рецессию проблемы в еврозоне? Может ли рост на формирующихся рынках компенсировать падение в других местах? Встанем ли мы, наконец, подобно тем, кто пережил ураган, на ноги, чтобы оценить степень ущерба и нужды наших соседей? Или мы пребываем в эпицентре урагана?
В очень реальном смысле ответы на все эти вопросы зависят от нас и от того, как мы будем управлять мировой экономикой в грядущий период. Один обнадеживающий признак состоит в возрастающем признании руководителями потребности в большей степени подотчетности. Сейчас, как никогда ранее, мы должны нести ответ перед теми, кто находится в наиболее уязвимом положении.
Нравственная сторона вопроса ясна. Как бы то ни было, те, кто менее всего несет ответственность за мировой экономический развал, заплатили самую высокую цену - потерянной работой, более высокой стоимостью жизни, ростом напряженности в обществе по мере того, как семьи борются за то, чтобы свести концы с концами.
Однако не менее убедительна и экономическая сторона аргумента. Как никогда ранее, глобальное экономическое восстановление зависит от роста в развивающихся странах. На тех, кто пострадал больше всех, возлагаются и все наши надежды как на движущую силу нашего процветания в будущем. Несмотря на существенные усилия по стимулированию, предпринятые во многих странах, факты говорят о том, что они не всегда "просачиваются вниз", чтобы удовлетворять насущные потребности наиболее неимущего и наиболее уязвимого населения.
В странах с формирующейся рыночной экономикой мы наблюдаем наивысший динамизм, но одновременно и наибольшие лишения. Слишком многие оказываются на обочине. В развивающихся регионах многие труженики оказались в уязвимом с точки зрения занятости положении. Численность безработных в мире возросла на 34 миллиона человек, а еще 215 миллионов женщин и мужчин пополнили ряды рабочей бедноты. И впервые в истории во всем мире голодают свыше одного миллиарда человек.
Восстановление ничего не значит, если люди узнают о нем лишь из газет. Трудящиеся женщины и мужчины должны ощущать его в своей собственной жизни и в процессе добывания средств к существованию.
Если формулировать кратко: реальное восстановление должно охватывать реальную экономику. Если заглядывать вперед, то что же означает подотчетность для людей в практическом плане? Во-первых, мы должны нести ответ за создание качественных рабочих мест. Мировой кризис в сфере занятости замедляет темпы восстановления, а также прогресса в деятельности по сокращению масштабов нищеты в развивающихся странах. Наступило время сфокусировать внимание на развитии человека и обеспечении достойной работой, особенно на разумных инвестициях в сберегающие окружающую среду рабочие места. Экономическое восстановление попросту не может быть устойчивым без восстановления рабочих мест.
Во-вторых, мы должны нести ответ перед теми, кто больше всего пострадал от кризиса, особенно перед женщинами. Повсюду в мире женщины являются тем социальным началом, которое цементирует единство в семьях и общинах. Одной из наиболее эффективных инвестиций, которую мы способны вложить, является здоровье матери и ребенка. Собравшиеся в Канаде руководители могут поддержать наши глобальные усилия по принятию и обеспечению ресурсами глобального плана действий по охране здоровья женщин и детей.
В-третьих, мы должны отвечать за данные нами обещания. Страны с ведущими в мире экономиками обязались удвоить объем помощи в целях развития, оказываемой Африке, и резко увеличить темпы продвижения вперед в деятельности по достижению к 2015 году целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия. Увеличение объема ресурсов способно изменить жизнь людей и обществ в целом.
Мы знаем, что дает реальную отдачу: инвестиции в Глобальный фонд по борьбе со СПИДом, туберкулезом и малярией; осуществление обязательств, взятых в прошлом году, по гарантированию продовольственной безопасности и оказанию помощи мелким фермерам в повышении производительности и в доступе на рынки посредством оказания поддержки национальным планам; обеспечение каждому ребенку доступа к начальному образованию.
Недавно в Малави я посетил место, где осуществляется проект "Деревня тысячелетия", и сам убедился в том, как адресные, комплексные инвестиции в охрану здоровья, образование и технологию способны резко ускорять процесс роста. Всего лишь три года тому назад многие в этой деревне находились на грани голода. Сегодня они продают излишки зерна на рынке во всех уголках региона.
Толковые инвестиции создают рабочие места и возможности, которые распространяются повсюду. Экономическая неопределенность не может служить оправданием для замедления этих усилий. Она является основанием для их ускорения. В эру жесткой экономии мы должны мудро распоряжаться ограниченными ресурсами. Подотчетность - это не благотворительность. Она служит центральным элементом плана скоординированного глобального восстановления.
Концентрация внимания на нуждах людей, находящихся в наиболее уязвимом положении, может подстегнуть темпы экономического роста сегодня и заложить фундамент для жизни в условиях большей стабильности и благоденствия завтра.
В нашей взаимосвязанной глобальной экономике, как оказывается, международная подотчетность - это еще и здравый способ отчетности у себя дома.