Новости

23.06.2010 00:48
Рубрика: Экономика

Беcконтрольная закупка

С наступлением лета региональные власти пытаются навести порядок в уличной торговле

Летом за товарами первой необходимости идти в магазин необязательно. К вашим услугам уличные торговцы. Не опасно ли делать покупки у них? Следит ли кто-то за размещением киосков и лотков, за качеством продукции? Это выясняли наши корреспонденты.

Начали со штрафов

Сезон уличной торговли в столице Карелии официально начинается 1 июля. Но самодельные павильоны и киоски уже давно появились в разных частях города, и их владельцы спокойно торгуют. Жители Петрозаводска приобретают там овощи и фрукты, не догадываясь, что купля-продажа ведется незаконно.

Подобная ситуация в городе складывается из года в год. Как только пригреет солнышко, как грибы в самых ходовых местах растут торговые точки. Да, жителям близлежащих домов удобно: товар привозят свежий, можно самим выбрать то, что на тебя смотрит. Но те же горожане в итоге теряют недополученные налоги в местный бюджет, невыплаченные миллионы рублей за аренду земли, на которой торговые павильоны располагаются. А это деньги, которые могли быть потрачены на строительство новых детских садов, мест в которых катастрофически не хватает, на благоустройство дворовых территорий.

Городская администрация решила в конце концов навести порядок. Была определена конкретная дата открытия уличного торгового сезона, сокращено количество точек. Как объяснил начальник городского управления торговли Василий Банира, основная задача - блюсти чистоту на улицах города, поэтому весенне-летняя торговля, в особенности бахчевыми культурами, сохранится только там, где она не будет нарушать порядка. Кроме того, выдвинуты требования, чтобы торговые павильоны были оформлены в одном ключе, не вызывали раздражения у горожан. Их владельцы должны установить контейнеры для мусора, убирать территорию. Городские чиновники отдали преимущество тем предпринимателям, которые имеют собственные базы, чтобы не допустить к делу перекупщиков.

С проверкой по незаконным ларькам пошли инспектирующие комиссии. И сразу же обнаружили массу нарушений, начиная с отсутствия маркировки на овощной продукции, сопроводительных документов и заканчивая отсутствием права аренды на земельный участок. Продавцы в ответ на претензии сотрудников милиции заявляют, что они ничего не знают, все документы у хозяина, а он якобы далеко за городом и телефон у него не работает. Милиционеры выписывают штраф, но пять тысяч рублей особенно не пугают владельцев овощного бизнеса (как удалось узнать, одна точка по продаже овощей и фруктов дает за сезон до 400 тысяч рублей прибыли).

Но администрация Петрозаводска тем не менее намерена идти до конца и навести порядок. В городе останутся лишь семь уличных торговых точек, с ними заключат договоры на аренду земли и торговлю.

Строго по адресам

Порядок на улицах Северной столицы Смольный начал наводить в 2004 году, после заявления губернатора Валентины Матвиенко о том, что "в Петербурге не должно быть лоточной торговли". В результате за пять лет доля сетей в товарообороте города выросла на треть и составила порядка 80 процентов, а доля малых предприятий упала в два раза - до 17 процентов. Все это привело к тому, что в нынешнем году губернатор даже посетовала на отказ представителей малого бизнеса работать на городских праздниках. Правда, у предпринимателей на это были причины: по словам участников рынка, нужно пройти столько согласований на открытие точки, что многим бизнесменам это просто не по зубам.

В конце прошлого года городское Законодательное собрание обсуждало поправки к новому закону о мелкорозничной торговле. Согласно им, места под торговлю будут выделять не районные администрации, а правительство города, что, помимо прочего, должно уменьшить уровень коррупции. Однако во время принятия законопроекта в первом чтении оказалось: участки будут продаваться через открытые торги. Специалисты рынка тут же стали говорить о том, что благодаря таким действиям торговые места скупят сетевики и начнут сдавать их в субаренду. Председатель комиссии Законодательного собрания по промышленности, экономике и собственности Александр Ольховский в свою очередь пообещал подготовить ко второму чтению документа ряд поправок, среди которых запрет субаренды.

В конце 2009 года Смольный определил девяносто точек для торговли хлебными и молочными продуктами со специально оборудованных автомобилей. Также предполагалось упростить размещение передвижных средств торговли и дать возможность торговать везде, где не запрещено. В черном списке оказались пятидесятиметровые зоны около станций метро, главные магистрали, места вблизи остановок общественного транспорта.

А на днях комитет экономического развития, промышленной политики и торговли утвердил адресную программу размещения сезонных базаров: 39 адресов и почти 800 мест, где можно торговать без проблем. Эти точки будут работать по выходным по октябрь включительно. Кроме того, сформирована подобная программа для садоводов и огородников, которым безвозмездно предоставляется около полутора тысяч торговых мест на розничных рынках и в комплексах мелкорозничной торговли.

Мимо казны

От уличной торговли в бюджет Калининграда ежегодно поступает около 30 миллионов рублей. Однако как минимум два-три миллиона в год проходят мимо казны. Организованных мест для продажи овощей, молочных и мясных продуктов, бытовой мелочовки в городе предостаточно. Это и ярмарочная площадь в центре Калининграда, и специально оборудованные для садоводов-огородников на рынках прилавки, где дачники без проблем могут реализовать излишки урожая, и установленные на бойких уличных перекрестках киоски, палатки и лотки, чтобы коробейники не торговали с земли.

Но стихийных торговых точек остается еще много. Нарушителей гоняет милиция, однако исчезают они ненадолго. В центре по борьбе с правонарушениями в сфере потребительского рынка и исполнения административного законодательства этот факт объясняют тем, что инспекторы не в состоянии по десятку раз на день наведываться к местам дислоцирования самозванцев-лоточников.

А начальник отдела потребительского рынка администрации Калининграда Илья Шуманов рассказал "РГ", что людям нет нужды бегать и прятаться от санитарной милиции. Для желающих получить площадку для сезонной торговли проводятся конкурсы. Цены вполне приемлемые: от 18 до 30 рублей за квадратный метр. К примеру, продавцу мороженого с тележкой аренда двухметрового уличного пятачка обойдется 1800 рублей в месяц. И процедура подачи документов на конкурс, как уверяет чиновник, совершенно несложная. Но незнакомые с конкурсными процедурами мелкие предприниматели, не говоря уже про старушек с пучками зелени, не хотят заморачиваться. Граждане предпочитают действовать по старинке: встали, где нравится, развернули товар лицом и в голову не берут, что бюджет недополучит какие-то деньги, которые, кстати, идут на благоустройство города, в том числе на оборудование цивилизованных торговых точек.

В злостных нарушителях числятся торговцы солнечными очками и парфюмерией. "Фактически эти субъекты предпринимательской деятельности саботируют конкурсы и не платят налоги, - отметил Илья Шуманов. - Мы подсчитали сумму, которую бюджет недополучил из-за "очкариков", - на текущий момент это порядка 400 тысяч рублей".

Магазины против

Ежегодно с наступлением лета на улицах Архангельска появляются сотни палаток, торгующих овощами и фруктами. По словам начальника городского управления по торговле и услугам населению Елены Поповой, продажа свежего товара организуется в соответствии с постановлением мэра Архангельска "О предоставлении мест для организации сезонной торговли". Согласно этому документу, в текущем году муниципальная власть сформировала перечень мест для размещения торговых палаток. Заявки собирали по городским территориальным округам, которых в Архангельске девять. В свою очередь, администрации округов еще зимой вели переговоры с предпринимателями, выясняли, кто и где намерен торговать.

Как рассказали корреспонденту "РГ" в администрации Исакогорского и Цигломенского округов Архангельска, серьезных проблем с размещением фруктово-овощных палаток в начавшемся сезоне не возникло. Конечно, периодически на уличных предпринимателей жалуются руководители магазинов стационарной торговли, которые не хотят иметь под боком соседей с более дешевой продукцией. Однако окружные власти действуют в интересах населения. Они предлагали магазинам организовать точки на улице, но они на это не идут. Им трудно найти дополнительного работника в период отпусков, к тому же необходимо ежедневно организовывать доставку продуктов до палатки.

С каждым годом фруктово-овощных развалов в Архангельске становится больше. Например, в Исакогорском и Цигломенском округах в этом сезоне их работает 15, а в прошлом было не более десяти.

За размещением торговых точек следят милиция и главы территориальных округов. Если предприниматели работают в несанкционированных местах, их могут привлечь к административной ответственности (такие случаи уже есть).

Кроме того, контроль качества продукции и соблюдения санитарно-гигиенических норм осуществляет региональное управление Роспотребнадзора. Каждый продавец должен иметь санитарную книжку, соответствующие сертификаты на свою продукцию, разрешение на ведение торговли в данном месте.

В целом же уличная торговля в Архангельске, где более 90 процентов овощей и фруктов завозится из-за рубежа и других регионов страны, пользуется спросом. Доказательство тому - очереди, которые каждый вечер, по окончании рабочего дня, выстраиваются у овощных палаток.

Есть выгода

Жители Великого Новгорода уже привыкли к тому, что свежие сельхозпродукты местных производителей с апреля по ноябрь продаются на ярмарках выходного дня на Центральном рынке Великого Новгорода. Каждую неделю представители сельхозпредприятий, кооперативов и просто частники из двух-трех районов области привозят сюда мясо, молоко, овощи, фрукты, картофель и живность.

- Поначалу нам было трудно уговорить сельчан приезжать в областной центр, они возражали, что это невыгодно, поэтому приходилось использовать "административный ресурс", - рассказывает Елена Покровская, председатель комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Новгородской области. - При этом целей у нас было несколько: обеспечить горожан экологически чистой продукцией, дать более широкие возможности сбыта производителям.

После нескольких поездок "в город" сельчане смекнули, что выгода все-таки есть. Только за один день торговли на рынке кролиководческая ферма из Боровичского района получила выручку 17,5 тысячи рублей, рентабельность продаж составила 20,9 процента. Получилось, что, несмотря на расстояния, продажа продукции из любого района оказывается прибыльной. И хотя в 14 районах области есть собственные рынки, наибольшую выручку сельским предпринимателям дает все-таки Новгород.

По подсчетам специалистов комитета, в 2009 году таким образом крестьяне реализовали зерна 5,8 тысячи тонн, картофеля - 42,5 тысячи тонн, овощей - 23,8 тысячи тонн. Внушает уверенность и статистика за прошедшие месяцы нынешнего года: всеми категориями реализовано 2,3 тысячи тонн зерна, 2,5 тысячи тонн картофеля и более 3 тысяч тонн овощей. И это еще не сезон.

Ныне районы согласно графику заполняют более 200 мест на Центральном рынке. Но городские власти пошли дальше: они намерены еще "прирезать" земли рядом с рынком, специально для членов Ассоциации крестьянских и фермерских хозяйств. Отдельно, под навесами, с весны до осени, на бесплатных местах продают овощи новгородские садоводы и огородники. При торговле с машин хозяевам сельхозпродукции приходится платить от 160 до 400 рублей. Цены на товар, как всегда, диктует конкуренция, обычно они на 1-2 рубля ниже среднегородских.

Экономика Товары и цены Филиалы РГ Северо-Запад СЗФО Новгородская область Великий Новгород СЗФО Архангельская область СЗФО Калининградская область СЗФО Карелия СЗФО Санкт-Петербург