Два года назад к адвокату Сергею Шенкману, который работает в городе Коврове Владимирской области, пришла с просьбой о помощи пожилая супружеская пара. Заботины Александр Петрович и Ольга Витальевна принесли вступившее в законную силу решение суда еще от 2005 года. Спустя три года оно все еще не было исполнено.
- Я полагал, что дело несложное, - рассказал корреспонденту "РГ" защитник. - Надо просто определиться с органом, который должен исполнить судебное решение и проконтролировать исполнение. Однако не тут-то было...
Цена жизни в копейках
Алексея Заботина призвали в армию в 2003 году. Служил он в войсковой части N 55034. Она располагалась в Ханкале. Кто не знает - это Чеченская Республика. Парень воевал нормально, получил боевую награду. А в канун Нового года на очередном боевом задании получил тяжелое ранение - закрытую черепно-мозговую травму и сильный ушиб головного мозга.
Не один день солдат пролежал в коме, перенес несколько сложнейших операций. Ему с каждым днем становилось все хуже и хуже. Осенью после очередного приступа Алексей скончался.
В октябре 2005 года горсуд в Коврове вынес решение по иску папы и мамы солдата к войсковой части N 55034 о компенсации морального вреда, вызванного смертью сына, и расходов на похороны. С военной части в пользу родителей младшего сержанта Заботина всего было взыскано 58 455 рублей 50 копеек. Из них компенсация морального вреда - 40 тысяч рублей, остальное - на похороны. Решение стороны не обжаловали. Оно вступило в законную силу. Были выписаны, как и положено, исполнительные листы. С этого момента отношения между пожилыми, убитыми горем родителями или, выражаясь юридическим языком, взыскателями и чиновниками, стали напоминать хронику боевых действий.
Бумага стерпит все
Документы на взыскание Заботины отправляли сами. Осенью 2006 года родителям сообщили из службы судебных приставов, что возбуждены исполнительные производства. Но потом исполнительные листы были возвращены, поскольку, по мнению пристава, исполнением судебного решения должен заниматься орган Федерального казначейства. И началась переписка-пересылка. Родители документы отправляли, а чиновники спустя долгое время их возвращали. Или не возвращали, а просто теряли.
Летом 2008 года Заботины снова пошли в Ковровский горсуд с заявлением о выдаче дубликатов исполнительных листов вместо прежних, потерянных в части. Дубликаты им суд выдал. В августе папа и мама солдата направили это главному судебному приставу по Чеченской Республике. Спустя месяц судебный пристав-исполнитель Грозненского районного отдела судебных приставов Газалиев вынес два постановления о возбуждении исполнительных производств и направил их в войсковую часть. Но они вернулись назад. Тогда Газалиев направил документы в межрайонный отдел Грозного УФССП приставов по Чеченской Республике. В тот же день исполнительные производства были окончены - в связи с передачей их из одного подразделения судебных приставов в другое, расположенное в том же городе. А в конце осени судебный пристав-исполнитель из Грозного Хагиев возвратил документы родителям с такой рекомендацией - "для самостоятельного предъявления в орган Федерального казначейства из-за отсутствия расчетных счетов военной части 55034 н.п. Ханкала".
В феврале 2009 года родители направили исполнительные листы руководителю отделения по Грозному. Спустя месяц он возвратил их без исполнения. Только приписал - "лицевой счет войсковой части 55034 в управлении Федерального казначейства по Чеченской Республике не ведется". В какой государственный орган необходимо направить исполнительные документы для исполнения судебного решения, сотрудник службы судебных приставов не указал.
Ждите ответа
Получилось так, что в деле Заботиных ни один из государственных органов, которым в соответствии с российским законодательством поручено исполнение судебных решений, ничего не выполнил.
Органы исполнительной власти поставили взыскателей в безвыходное положение: судебные приставы не исполняют судебные решения, так как должник - войсковая часть 55034 - является получателем средств федерального бюджета России. Сотрудники Федерального казначейства отказываются выполнять судебные акты, так как в их управлении не открыт лицевой счет должника.
Так и не дождавшись похоронных на сына, 2 апреля 2009 года умерла Ольга Витальевна. Похоронив жену, отец солдата отправил жалобу в Европейский суд по правам человека. Ее приняли, о чем отцу сообщили, но процедура рассмотрения жалоб там длительная.
Прошлым летом Заботин-старший снова пошел в Ковровский городской суд с исковым заявлением. Просил взыскать сумму, присужденную в 2005 году с Минобороны России. Осенью в иске ему было отказано. По мнению суда, перед обращением с иском к минобороны Заботин должен был обратиться с требованием о выплате присужденной суммы к части- правопреемнику расформированной к тому времени дивизии, в которой служил младший сержант Заботин. Надо заметить, что отец не просил взыскать деньги с правопреемника, да и сведения о правопреемстве новой войсковой части подтверждены не были.
Уже в этом году решение Ковровского горсуда вышестоящей инстанцией было отменено и отправлено на новое рассмотрение в тот же суд.
Сергей Шенкман, адвокат, город Ковров: 22 апреля 2010 года Ковровский горсуд выдал Заботину исполнительные листы и заверенную копию судебного решения, которые он в тот же день направил в управление Федерального казначейства по Москве. Оттуда документы были в очередной раз ему возвращены: заместитель руководителя управления казначейства написал, что исполнительные листы направлены ему ошибочно. Лицевой счет должника (Минобороны России) открыт в Специализированном отделении УФК по Москве, куда и следует ему направить исполнительные документы. Заботин это сделал. Самое удивительное, что это отделение расположено в том же здании, что и УФК по Москве и, насколько мне известно, входит в структуру Федерального казначейства по Москве. То есть документы были направлены по правильному адресу и правильному адресату. Но их все равно вернули в Ковров. Ну разве это не издевательство?