Пакет поправок в Кодекс об административных правонарушениях, устанавливающих штрафные санкции за нарушение правил торговли, внесен в правительство.
"Ждем, что в ближайшее время он окажется в Госдуме", - сообщил "РГ" начальник управления Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Тимофей Нижегородцев после довольно бурного заседания экспертов Совета по вопросам развития торговой деятельности.
Собравшиеся на него представители торговых сетей и поставщиков товаров пытались прояснить вопросы, касающиеся, по их мнению, неоднозначного, а то и двойного толкования отдельных прав и обязанностей торговых сетей и поставщиков при заключении договоров поставки продовольствия. А ведь если вступят в действие "штрафные" поправки к девятой статье закона о торговле, которая регламентирует эти отношения, нарушителям мало не покажется. Как напомнила представитель минэкономразвития Анна Нестерова, фиксированные штрафы могут достигать от 700 тысяч до одного миллиона рублей. Но это в том случае, если депутаты примут правительственный законопроект.
Если же "пройдет" альтернативный, то есть депутатский, то удары "рублем" будут гораздо жестче - при повторном нарушении тех или иных норм закона штрафы будут рассчитываться с "оборота". В ожидании строгих санкций и во избежание недомолвок участники рынка поставили перед государственными регуляторами из минпромторга и контролерами из ФАС более 20 вопросов только по применению на практике девятой статьи закона о торговли. В частности, предложили еще раз уточнить нюансы при отличии скидки от вознаграждения, пытали чиновников, допускается ли выплата вознаграждения торговому предприятию посредниками по трехстороннему договору, можно ли изменить цену товара не только до момента его поставки, но и после. На все вопросы чиновники представляли исчерпывающие трактовки. Вместе с тем представители торговых сетей и поставщики иногда приводили из рядовой жизни такие нерядовые примеры, которые явно не укладываются в однозначные законодательные интерпретации. Допустим, можно ли с точки зрения Налогового кодекса скидки, предоставляемые поставщиком за выборку товара на определенную сумму, рассматривать как вознаграждение за приобретение определенного количества товара? По словам директора департамента госрегулирования внутренней торговли минпромторга Олега Сазанова, если при этом идет уменьшение цены товара, то скидка не должна рассматриваться как вознаграждение.
Практикующих бизнесменов такой "узкий" подход не устроил. В итоге разгорелась полемика вокруг недавно возникшего понятия в торговой среде - "ретроскидки". Это когда итоговая цена на товар пересматривается задним числом, в зависимости от его "раскупаемости". А в итоге тот или иной партнер премируется. В ответ Олег Сазанов заметил, что ретроскидки - действительно что-то новенькое, и для того чтобы не вступать в противоречие с законом, участникам рынка потребуются объемная система доказательств, грамотное составление договоров. В продолжение темы Тимофей Нижегородцев четко предупредил: "Если мы найдем в договорах запись, что размер вознаграждения превышает десять процентов от цены общего объема продовольственных товаров, то и поставщики, и торговцы будут наказываться за недобросовестную конкуренцию". Впрочем, сама по себе проблема ретроскидок, а сегодня по этой схеме задним числом, как выяснилось на экспертном совете, пытаются пользоваться все больше компаний, так и повисла в воздухе, не получив однозначной трактовки. По словам Нижегородцева, отношения между поставщиками и торговцами надо "очищать" от стимулирующих механизмов. Иначе сети и дальше будут придумывать, как "ужимать" тех поставщиков, которые не предлагают стимулирования.