Новости

24.06.2010 00:27
Рубрика: Общество

Синдром Чебурашки

Чтобы стать успешным, настраивайте себя на успех

Что нам мешает стать счастливыми? Как показывают исследования психологов, при всей безграничности возможностей человека барьеры ставит его собственный менталитет, проявляющийся в неумении правильно настроиться на успех и поставить перед собой ясные цели.

Человеческий мозг - очень тонкий инструмент. От тонкости его настройки зависят возможности всего организма в целом. К примеру, одной из причин провала российской сборной на Олимпиаде в Ванкувере психологи считают неверно выбранный талисман. Каких достижений можно ждать от Чебурашки?! Корреспондент "РГ" говорит с кандидатом психологических наук, доцентом кафедры специальной и клинической психологии ЧелГУ Ольгой Гольдфарб.

Российская газета: Ольга Сергеевна, откуда столь парадоксальные выводы о причинах провала нашей сборной на Олимпиаде?

Ольга Гольдфарб: Говоря о причинах поражения нашей сборной, президент Медведев посетовал на то, что "в спорте закончился ресурс советской эпохи". Вероятно, этот анализ правильный. С точки зрения психологии, исчерпаны ресурсы метапрограммирования (метапрограммирование - наработанная и закрепленная модель поведения. - Ред.) общества на достижение успеха.

Как известно, через сновидения, интуицию к нам поступает информация от бессознательной части нашего мозга, от более высоких структур. "Бессознательное" наших спортивных чиновников еще до Ванкувера психологически проиграло, интуитивно выбрав символом сборной образ Чебурашки! Кто такой Чебурашка? Какими качествами он обладает? Чего от него ожидать? Давайте обратимся к создателю этого образа, писателю Эдуарду Успенскому: "Продавцы вытащили Чебурашку из его каюты и посадили на стол. Но Чебурашка не мог сидеть на столе: он слишком много времени провел в ящике, и у него затекли лапы. Он сидел, сидел, смотрел по сторонам, а потом взял да и чебурахнулся со стола на стул. Но и на стуле он долго не усидел - чебурахнулся снова". В нашей ментальности Чебурашка - милый чудик, странный и непонятный даже самому себе.

Значит, мы бессознательно выбрали себе символ, который во многом пока, увы, соответствует немалой части населения - добрых, открытых, но не сумевших реализовать себя людей. Как показывает огромное количество отечественных и зарубежных исследований, обычная житейская логика, воплотившаяся в мультфильме о капитане Врунгеле: "Как корабль назовешь, так он и поплывет!" - полностью верна. Созданный образ-символ начинает давлеть, заставляет подчиниться и соответствовать ему.

РГ: А как же паралимпийцы? Ведь они вернулись победителями?

Гольдфарб: Я уже много лет занимаюсь психологией людей с "ограниченными возможностями" и твердо убеждена, что это особая категория! Это люди, выживающие в диких условиях, по сравнению с которыми дебри Амазонки покажутся раем. Это люди, которые в одиночку идут против сложившейся системы непонимания, отвержения и унижения. Они, превозмогая себя, боль и крайнюю степень бедности, умудряются побеждать обстоятельства. Именно поэтому они порой достигают того, что людям с "неограниченными возможностями" и не снилось!

РГ: Как все-таки запрограммировать себя на успех?

Гольдфарб: Литература очень много говорит о своеобразии русского менталитета. Давайте посмотрим на него с точки зрения метапрограмм. Это фильтры нашего восприятия. Благодаря им мы замечаем только то, на что ориентированы. Они создают привычное нам поведение, которое складывается на ранних периодах жизни и во взрослом возрасте меняется крайне трудно. Так в чем же его своеобразие?

Проведенное исследование среди студентов нашего вуза, в сравнении со студентами зарубежных (Северо-Лондонского университета и университета города Лиль во Франции), выявило ряд существенных особенностей в целеполагании. Мы предложили ответить на несколько вопросов: "Ваша цель в профессии? Чего вы хотите добиться через год? Кем представляете себя через три года?" И так далее... Казалось бы, ответить довольно легко, ведь ориентированы вопросы не на реальный прогноз действительности, а на мечты! Но, увы, наши студенты даже на заполнение анкеты тратили в два раза больше времени, чем зарубежные. А отвечали на вопрос не прямо, а от "обратного": больше говорили о том, чего бы они хотели избежать, а не о том, что хотели бы получить. Явно прослеживалась тенденция избегания негативного состояния, а не стремление к позитивному!

А ведь избавиться "от" чего-то еще не значит "к" чему-то прийти. Выходит, одна из ментальных наших черт - способность избегать проблем, но при этом не уметь поставить перед собой ясные цели.

С этой же точки зрения можно посмотреть и на всю историю нашей страны начиная с 1917 года. "Куда" мы (то есть Россия) "идем", тогда не знал никто, за исключением небольшой группы людей (да и знали ли они?), возглавляемых Владимиром Лениным. Нищие, крестьяне, рабочие, солдаты шли не к "чему-то", а "от чего-то" - от своего бедственного положения. И куда пришли? К "развитому социализму"?

Пришло осознание, что мы что-то не то построили, и нас это не устраивает... Мы развернулись и пошли опять куда-то, четко не представляя куда, но главное - "подальше от того, что было"... Другими словами, ситуация 1917 года повторилась, но уже на других витках истории, в том числе и в 1990-е годы. Хотелось уйти "от" голодной и уравнительной системы. Пришли к олигархическому капитализму. Неужели мы стремились именно "к" нему?

Пока каждый из нас четко не сформулирует для себя свои собственные цели, нашу страну будет шатать, как говорится, "из огня да в полымя".

РГ: Фантазировать, мечтать о чем-то легко и просто в детстве. С возрастом приходится жить в предложенных обстоятельствах.

Гольдфарб: Любой человек живет в социуме и ограничен его законами, нормами поведения и так далее. А вы задумайтесь, действительно ли вы хотели достичь того, что имеете сейчас (семью, работу, спортивные увлечения, телевизор по выходным)? Попробуйте сосредоточиться на каком-то действительно важном для вас аспекте жизни и элементарно рассказать себе, любимому, чего именно вы хотите: во-первых, во-вторых и в-третьих... А потом просто сядьте и подумайте, как этого достичь. Давайте попробуем внести личный вклад в историю развития своего собственного "я" и в итоге в историю развития своего города, района, а может быть, и всей страны.

Это сложный, но единственно верный путь к успешности. В бессознательном человека имеется огромный объем ресурсов для самосовершенствования. Наш настрой на определенную волну, на получение специальной информации может способствовать "притяжению" желаемого.

РГ: На следующих Олимпийских играх в Сочи в 2014 году талисманом выбран дельфин. Как он может повлиять на успехи нашей сборной?

Гольдфарб: Ответить однозначно сложно, поскольку сам образ дельфина для нас неоднозначен. Дельфин - это нетипичный представитель фауны России, поэтому он еще не наделен в сознании большинства соотечественников какими-то стабильными положительными или отрицательными качествами.

Как показывают результаты опросов, дельфин сегодня крайне американизирован, известен по западным кинофильмам и мультфильмам как доброе, миролюбивое существо, которое спасает других. С другой стороны, он и сам беззащитен, нуждается в помощи и дружбе более развитого существа - русалки или человека.

Не будем ли мы заискивающе смотреть в глаза западных держав с надеждой, что нас погладят по носу и кинут рыбку за выполнение красивых трюков, лезть из кожи вон, чтобы вызвать чье-то удивление? Вместо того чтобы добиться победы, которая должна стать нашей по праву сильных.

Человек еще не научился управлять всей силой своего разума, но должен научиться. Если мы все не будем отрываться от обыденной жизни и создавать программу своих действий для достижения конкретного будущего, своего личного и будущего своих детей, вряд ли Россия станет сверхдержавой, которой наши дети будут гордиться.

На заметку

Как избавиться от "ментальных вирусов"?

Возьмите лист бумаги и карандаш. Проанализируйте то положительное, что вы уже накопили, и осознайте те сферы вашей жизни, которые требуют изменения в первую очередь.

Для этого оцените по 10-балльной шкале степень своей удовлетворенности основными областями человеческой жизнедеятельности (от 1 балла - полностью неудовлетворен до 10 баллов - полностью удовлетворен): первая область - взаимоотношения с людьми; вторая - работа; третья - деньги; четвертая - здоровье; пятая область - любовь и секс.

Начните с исправления той области, которую вы оценили наименьшим количеством баллов. Для этого опишите, чего именно в этой области вы хотели бы добиться. Описывать следует только в положительном ключе, без использования частицы "не", очень конкретно. Например: следует записать не вообще "я хочу хорошую, высокооплачиваемую работу", а максимально точно сформулировать ваши желания и предпочтения: "я хочу работать в такой-то должности, делать то-то, в коллективе таком-то, получать такую-то зарплату" и так далее...

Чем более детально вы проработаете желаемую область, максимально представите и распишите все то, чего хотите добиться, - тем выше вероятность, что вы настроитесь на нужную волну и, изменив отношение к происходящему, "притяните желаемое".

Общество Ежедневник Образ жизни Филиалы РГ Урал и Западная Сибирь УрФО Челябинская область