За окном отделения по делам несовершеннолетних (ПДН) транспортной милиции бесконечно стучат колеса поездов.
С первыми теплыми лучами солнца для инспекторов наступает горячая пора: в вагонах появляются "бегунки" - дети, отправившиеся в путешествие в поисках лучшей жизни.
Доступное сообщение
Лето - время детских каникул, лагерей отдыха, познавательных поездок. Их организуют взрослые, ответственно исполняющие свой родительский долг. Но есть и другие семьи... Из них подростки бегут куда глаза глядят. В отделении по делам несовершеннолетних транспортной милиции хорошо знают, что значат детские отчаяние, страх, порождающие бесстрашие перед неизвестной действительностью, трудностями дороги.
В ведении этого подразделения органов внутренних дел - водный, воздушный и железнодорожный транспорт. Однако основную работу поставляет инспекторам железная дорога - на самолет без билета ребенку не забраться, на теплоходах из Архангельска никуда дальше островов устья Северной Двины не доплыть. А вот железная дорога - доступна.
- Работа наша не терпит равнодушия, все, что происходит здесь, нужно пропускать через свое сердце, - говорит ветеран отделения по делам несовершеннолетних транспортной милиции, бывший начальник отделения Татьяна Дементьева. - Люди, которые относятся к нашему делу как к обычной трудовой повинности, здесь долго не задерживаются.
Как-то пришла к Дементьевой устраиваться на работу молодая женщина. Татьяна Георгиевна стала расспрашивать, как претендентка на должность инспектора представляет себе то, чем будет заниматься. В ответ услышала: "Буду выступать в СМИ, ходить в школы на беседы".
Пришлось начальнику открыть девушке глаза. Инспектор порой по двое суток вынужден проводить в лесу, на перегоне, отслеживая ребятню. Приходится и с риском для жизни наставлять на путь истинный подростковые компании, и задерживать малолетних преступников.
Перепутали юг с севером
В середине 1990-х, когда Татьяна Дементьева возглавляла отдел ПДН, на железной дороге творилось что-то невероятное. Бывали случаи, когда за день с поездов снимали до 15 детей, а на перегонах по несколько раз за сутки поезда закидывали камнями.
- Была группа мальчишек из Сыктывкара, - рассказывает Татьяна Георгиевна. - Да их и группой-то назвать нельзя. Ехали на разных поездах, запрыгивали в товарные составы. И перепутали направления - вместо теплого Сочи приехали в холодный Архангельск.
Ивана, например, обнаружили в полувагоне со щепой, который шел на целлюлозно-бумажный комбинат. Он пригрелся и заснул. Хорошо, что вовремя нашли. Подросток мог погибнуть, если бы его "выгрузили" вместе с древесным сырьем.
Вызовы на работу в любое время суток для инспектора ПДН дело привычное. И в этот раз Дементьевой позвонили в 12 часов ночи.
- Когда я открывала дверь отдела, выронила десятирублевую монету, - вспоминает бывший майор милиции. - Вижу, мнется Иван, хочет что-то сказать. Вытаскивает подобранные деньги, протягивает мне: "Это ваше".
Татьяна Георгиевна уверена - любой ребенок, если он почувствует искреннюю заинтересованность в себе, теплое, человеческое отношение, горы готов свернуть.
И сейчас бывает, что дети подолгу находятся в отделе под присмотром инспекторов в ожидании решения своей судьбы. И тогда милиционеры вынуждены кормить их за свой счет, отмывать и одевать. Несколько лет назад транспортники и в приют-то устроить снятых с поездов ребятишек могли далеко не всегда. Социальное учреждение брало только городских детей. А здесь в основном иногородние.
- Тогда я, недолго думая, взяла парнишку, который у нас уже два дня околачивался, и пошла с ним в департамент соцзащиты, прямо к директору, - смеется Дементьева, - зашли в кабинет, и я говорю: "Вот забирайте, не знаю, куда его деть!" После этого вопрос с приютами решился быстро.
Одинаковых судеб не бывает
Среди правонарушений, которые совершают подростки, чаще всего встречаются на железной дороге: битье стекол вагонов и линз светофоров. Нередко дети подкладывают на рельсы посторонние предметы. После таких сообщений инспекторы ПДН отправляются в рейды на перегоны. Мальчишек ищут в лесу. И здесь сотруднику милиции не поможет никто, кроме собственных мужества и смекалки. Оружия у инспекторов нет, а мобильные телефоны и сейчас работают далеко не везде.
Один раз в Архангельск пришел южный поезд с 33 побитыми стеклами. Такого нападения еще не бывало! Обкидали состав ранним утром, с товарняка. В поезде ехали дети, отдыхавшие на море, некоторые из них пострадали.
Тогда Дементьева и ее помощник помогли задержать хулиганов. Подростков обнаружили в лесу, недалеко от места нападения. Шестеро 17-летних хулиганов грелись у костра. Пришлось брать их на испуг, сказать, что в поезде погибли люди. Некоторые малолетние преступники сознались сразу. Выяснилось, что у нескольких человек были условные сроки.
Почему дети бегут из дома? В отделе по делам несовершеннолетних говорят: одинаковых судеб не бывает. Но причины уходов практически всегда одинаковы - жестокость, равнодушие, непонимание взрослых. Причем далеко не все семьи "бегунков" - малоимущие. Есть и вполне благополучные, с хорошим достатком.
Сейчас безнадзорных ребятишек на железной дороге стало меньше. По мнению сегодняшнего начальника отделения ПДН транспортной милиции Екатерины Котцовой, одна из главных причин - повальное увлечение детей компьютерами и Интернетом. Правда, за пять месяцев текущего года инспекторы уже выявили на транспорте более 500 безнадзорных несовершеннолетних.
- Это в разы меньше, чем 10 лет назад, - говорит Котцова. - Однако снижение количества "бегунков" заменяется новыми видами преступлений.
Например, с января по май 2010 года на транспорте задержано девять подростков за употребление, хранение и перевозку наркотиков. По словам Екатерины Котцовой, по этому виду преступлений это очень высокий показатель.
Еще одной причиной улучшения ситуации в отделении по делам несовершеннолетних называют, как ни странно, электрификацию железной дороги. Крыши вагонов - излюбленное место путешествия маленьких безбилетников. Сразу после электрификации дороги произошло несколько несчастных случаев. Теперь на крышах поездов больше никого не увидишь.
Лето еще только началось, а значит, у инспекторов впереди много работы. Чтобы предупредить травматизм, гибель подростков, переживания и стрессы взрослых, чьи сыновья и дочери убежали из дома, сотрудники отделения по делам несовершеннолетних готовы заниматься любыми видами профилактики. Однако воспитание детей - это прежде всего забота семьи. И никто другой не способен заменить ребенку внимание и любовь родителей. Заставить взрослого исполнять его долг, если он сам этого не захочет, невозможно - об этом в отделении ПДН знают слишком хорошо. И потому делают все, чтобы пробудить чувства у нерадивых мамаш и папаш, вновь подружить родных по крови детей и взрослых, сохранить самое главное - тепло семейного очага, любовь и душевную привязанность, доверие и доброту.