Сибирский депутат требует привлечь 77-летнюю избирательницу к уголовной ответственности за клевету

Депутат горсовета Новосибирска Андрей Андрейченко требует привлечь 77-летнюю избирательницу к уголовной ответственности - по статье УК о клевете, предусматривающей штраф до восьмидесяти тысяч рублей.

Одинокая пенсионерка Клавдия Гололобова ходит с палочкой - у нее третья группа инвалидности. Но преклонный возраст и проблемы со здоровьем - не помеха активной гражданской позиции. На первое заседание суда она принесла медаль, которую за общественную работу ей когда-то вручал... тот самый депутат горсовета Андрей Андрейченко, нынче требующий медалистку засудить.

Вера в депутата, недавно переизбравшегося в третий раз, у пенсионерки пропала несколько месяцев назад, после известия о том, что Андрея Андрейченко подозревают в получении взятки при распределении комиссией горсовета земельных участков (уголовное дело в данный момент расследуется).

"Имеет ли право баллотироваться депутат, подозреваемый в преступлении?" - с этого начинается жалоба Клавдии Гололобовой, которую она лично принесла в горсовет второго февраля нынешнего года. Жалоба получилась большая - в ней говорится о том, что депутат лично не принимает избирателей ("Это ложь", - комментировал депутат в суде каждый пункт жалобы), не отчитывается перед ними, и т. д. - всего 12 пунктов.

Дело, как говорится, житейское, ответили старушке на жалобу в установленном законом порядке (мол, факты не подтвердились или подтвердились), да и дело с концом. Но Андрей Андрейченко решился на сомнительный поступок: инициировал судебную тяжбу, чтобы жаловаться недовольным было неповадно. Клеветническими депутат считает два пункта жалобы - те, в которых Клавдия Гололобова припомнила выборы еще 2005 года, когда Андрей Андрейченко якобы организовал подкуп избирателей. По словам пенсионерки, тогда ей позвонил "кто-то" и сообщил - будем голосовать за Андрейченко, "за него" по 500 рублей выдают в местной школе.

Можно ли ее в таком случае обвинить в клевете, то есть в распространении, подчеркнем, "заведомо ложных" сведений, большой юридический вопрос. Но суть даже не в этом. Насколько допустимо с точки зрения депутатской этики, с одной стороны, представлять интересы пенсионерки, добиваться того, чтобы ей жилось все лучше и лучше, а с другой - начинать против нее же судебный процесс? Да и чисто по-человечески: Клавдия Гололобова старше Андрея Андрейченко почти на тридцать лет. "Я же вам мать!" - воскликнула она в суде. - "Не дай бог такую мать, - парировал депутат. - Что, возраст дает право обливать человека грязью?"

Мировая судья Галина Шкуренкова не раз предлагала депутату простить пенсионерку и примириться с ней. На первом заседании суда, седьмого июня, все предложения были им отвергнуты с негодованием. "Если я дам слабину, они совсем озвереют", - сказал Андрей Андрейченко. По словам депутата и его помощников, отдельные избиратели травят его, пытаясь вывернуть наизнанку все депутатские добрые начинания, и терпеть это уже невозможно.

Тогда судья отложила процесс на две недели, еще раз попросив стороны "подумать над примирением". И вчера Андрей Андрейченко, после получасовой беседы с судьей, продемонстрировал уже более мягкую позицию. "Заметьте, я не требую компенсировать мне моральный вред, - заявил он вчера "РГ". - Я даже не хочу обвинительного приговора. Я готов даже забрать заявление, если обвиняемая передо мной извинится".

Однако Клавдия Гололобова, с которой мы связались по телефону, просить прощения категорически не намерена: "Да ни за что в жизни!" Чем кончится конфликт маститого депутата со старушкой, станет ясно 23 августа - вынесение решения назначено на эту дату.