Новый метод позволяет достигать результатов там, где стандартные подходы бессильны.
Ученые Государственного центра судебно-медицинских и криминалистических экспертиз Северо-Кавказского военного округа исследовали мало изученную митохондриальную ДНК, которая передается только по материнской линии и остается неизменной на протяжении тысячелетий. С ее помощью можно установить родственную связь человека с предками, жившими в глубокой древности. Дело в том, что если с момента захоронения прошло много лет, обычная хромосомная ДНК разрушается. И в этом случае остается надежда только на митохондриальную.
- Западные ученые исследовали только две митохондриальные ДНК, наша лаборатория - еще десять, - говорит заведующий отделением молекулярно-генетической идентификации 16-го Государственного центра судебно-медицинских и криминалистических экспертиз СКВО, доктор биологических наук Игорь Корнеенко. - Теперь стало возможным идентифицировать останки человека не по его прямым, а по дальним родственникам - что называется, седьмой воды на киселе.
Возможности центра позволяют исследовать практически любые родственные связи. Так, по обращению главы Ингушетии Юнус-Бека Евкурова местные специалисты провели идентификацию жертв осетино-ингушского конфликта 1992 года, захороненных в безымянных могилах в Назрани. Эксперты эксгумировали 20 тел, и в семи случаях смогли установить, кто были эти люди.
Специалисты СКВО проводят экспертизы, связанные с расследованием всех происходящих в регионе терактов. Но самым тяжелым случаем в работе сотрудников центра, по словам его руководителя полковника Анатолия Волкова, была трагедия в школе в Беслане.
- Из более 300 погибших первоначально не могли опознать около 80 человек, их тела обгорели из-за взрыва и пожара. Было много психологических проблем, ведь приходилось постоянно общаться с родственниками школьников, - вспоминает он.
В свое время Анатолий Волков руководил группой по идентификации моряков из печально известного девятого отсека подводной лодки "Курск", был главным судебно-медицинским экспертом Сибирского военного округа.
Но на юге страны работы для экспертов намного больше. Сюда за помощью обращаются со всех регионов России. Только с начала года в ростовском центре было проведено более 20 генетических экспертиз. На каждую - требуется около месяца, в зависимости от состояния исследуемого материала. Это может быть, к примеру, человеческий волос, зуб или костная ткань. Чтобы исключить совпадения, изучается совокупность генетических признаков. Кстати, впервые эти разработки появились в ФБР. Анализируется 15 определенных генных участков, составляющих не более 0,1 процента ДНК. Они для каждого человека индивидуальны. Можно сказать, это наш генетический паспорт.
- В процессе идентификации исследуется только часть участков ДНК, поэтому никогда нельзя утверждать, что это не случайное совпадение, - объясняет Игорь Корнеенко. - Поэтому мы учитываем частоту многих генетических признаков в разных популяциях, а затем вычисляем суммарную вероятность. Если она равна
99,9 процента, то, по приказу минздрава, исследования считаются достоверными. Но бывает, когда даже генная диагностика не может помочь. Например, у однояйцевых близнецов ДНК полностью одинаковы, их можно различить только по отпечаткам пальцев, а также индивидуальным признакам, например, родинкам. Ростовские ученые в числе первых в мире внедрили систему идентификации по мужской хромосоме. С ее помощью в 2007 году удалось идентифицировать останки Звиада Гамсахурдиа, погибшего в 1993 году. Полученные данные сравнивались с генетическим профилем сына первого президента Грузии.