"Мир без России" - новая книга Евгения Максимовича Примакова, уже хорошо знакомая российскому читателю. В прошлом году она вышла в издательстве "Российская газета", получив Национальную премию "Лучшие книги и издательства 2009 года" в области политологии и став бестселлером в России. Вчера президент Торгово-промышленной палаты РФ академик Примаков представил в Стамбуле ее турецкое издание.
Презентация книги, бесспорно, заинтересовала турецкие СМИ. На выступлении бывшего премьера России в стамбульском отеле "Конрад" был абсолютный аншлаг. От Примакова, конечно, ожидали не столько разговора о самой книге, сколько актуальных внешнеполитических комментариев - и Евгений Максимович не разочаровал. Гуру ближневосточной политики почти 2 часа отвечал на вопросы турецких журналистов. "РГ" также удалось задать вопрос российскому академику.
Российская газета: С момента выхода вашей книги в России прошло уже более года. За это время успела смениться американская администрация, в отношениях США и РФ запущена так называемая "перезагрузка". Могут ли сегодня взаимоотношения между США и Россией действительно измениться к лучшему?
Евгений Примаков: Сейчас абсолютно ясно, что нормализация отношений уже началась. Она выразилась в целом ряде моментов, имеющих для нас и США очень большое значение. Во-первых, это подписание Договора СНВ. Во-вторых, это отказ американцев от идеи, которая вызывала у нас, мягко говоря, серьезную аллергию, - создания в Чехии и Польше элементов ПРО. Сегодня существует тенденция, направленная на поиск договоренностей между нашими странами о совместной работе по тактическому ПРО. Все это говорит о том, что процесс пошел. Могут ли быть отступления от этого процесса? Могут. Потому что еще достаточно сильны, особенно в среднем звене политического истеблишмента США, те силы, которые не очень благоприятно относятся к курсу президента Обамы, направленному на перезагрузку наших отношений с США.
Отвечая на вопрос турецких журналистов по поводу недавней трагедии с "флотилией свободы", Евгений Примаков особо отметил тот факт, что турецкие жертвы были не напрасны. "Турция понесла серьезные потери, когда гуманитарное судно было атаковано Израилем в нейтральных водах, однако эти жертвы сыграли для Газы свою роль, - указал Примаков. - Жертвы, понесенные Турцией, вынудили Израиль ослабить блокаду Газы".
На вопрос местной журналистки о том, какой он видит "турецкую ось" в становлении нового многополярного мира, Евгений Максимович признал, что за последние годы Турция превратилась в настоящего регионального лидера, вспомнив об активной посреднической роли Анкары в урегулировании сирийско-израильского конфликта.
Кстати, это уже не первая работа Евгения Примакова, вышедшая на турецком языке. Как рассказал "РГ" редактор турецкого книжного издательства "Тимаш" Джюнейт Далгакыран, предыдущая книга академика "Конфиденциально: Ближний Восток на сцене и за кулисами" была принята в Турции с большим интересом и быстро пропала с полок книжных магазинов.