На церемонии закрытия 32-го ММКФ можно было снимать продолжение фильма "Жара".
Тем более что и режиссер этой картины - Резо Гигиенишвили, и один из исполнителей главной роли в этой картине - Федор Бондарчук присутствовали среди собравшихся. Обозреватель "РГ" попыталась спросить у Федора мнение о нынешнем кинофестивале, но он лишь посетовал, что уезжал и прилетел только за день перед закрытием. То же самое сказала популярная актриса Нонна Гришаева (очаровательна в переливающемся жемчужно-сером наряде), которая даже не оставалась на фильм-закрытия - "В пять утра у меня снова самолет". Режиссер Владимир Хотиненко пожалел, что фестиваль совпадал с экзаменами во ВГИКе, но сказал, что кое-что он все же успел посмотреть и больше всего его потряс фильм "Океаны". За день до закрытия Петр Мамонов признался нашему обозревателю, что предпочитает смотреть фильмы дома на DVD, а на фестиваль пожаловал лишь представить новую работу своего друга - режиссера Рашида Нугманова - "Игла Ремикс" - переснятый знаменитый фильм с Виктором Цоем.
Однако звезды в силу их вечной занятости тут не показатель. По словам Никиты Михалкова, за фестивальные дни 348 картин посмотрели более 120 тысяч человек. 120 фильмов были российские и число их зрителей - 65 тысяч. Вот что важно. И судя по большинству отзывов в кулуарах, в этом году фестиваль всем понравился. Конкурс был сильным, в разных программах продемонстрировали немало интересных фильмов. Люди шли в кинотеатр "Октябрь" и платили от 350 до 500 рублей за билет, не жалея денег.
Возвращаясь к звездам - их на закрытии могло бы быть и больше. Многие уехали на дачи, оставшиеся им завидовали, с тоской вспоминая, что всего несколько дней назад на открытии ММКФ было прохладненько. Блеск лиц знаменитостей перекрывал сияние их драгоценностей. Женщины не выдерживали стояния на каблуках в такую жару и покупали шлепанцы в ближайшем переходе. Дамы пытались компенсировать погоду открытостью нарядов. Или хотя бы использовать в них освежающие идеи. Рената Литвинова в своем одеянии была похожа на диковинную раковину, звезда закрытия Эммануэль Беар прибыла в развевающемся платье в пол цвета морской волны. Мужчины изо всех сил держались в строгих черных костюмах. Наиболее стоически выдерживал жару Никита Михалков. Он мог бы надеть белый льняной костюм, как в своих фильмах, и традиционную капитанскую фуражку. Но, показывая пример другим, президент фестиваля простоял в черной классической паре, прячась от солнца под огромным черным зонтом, который сзади держал помощник. По слухам, зонт одолжили в ближайшем отеле.
Церемония закрытия была перенесена на более ранее время - фотографы и публика начали собираться с 14 часов, а гости с 16.00. Произошло это в связи с отъездом одного из высоких гостей ММКФ. Вот и попали в самое пекло.
Тем не менее, зал был полон и присутствующие с нетерпением ожидали вручения призов. Но начался вечер не с раздачи "Георгиев", а с чествования Сергея Бондарчука - мэтру в нынешнем году исполнилось бы 90 лет - и Ирины Скобцевой. Красивая супружеская пара 55 лет вместе была на экране и 40 лет в семейной жизни. Цветы Ирине Скобцевой вручали сын - Федор и внук, который носит обязывающее имя - Сергей Бондарчук. К слову, молодой Сергей Бондарчук учится на продюсера в Нью-Йоркской киноакадемии и собирается продолжать дело отца и деда.
Первым на кинофестивале был вручен приз конкурса "Перпективы". Председатель жюри этого конкурса - знаменитый британский режиссер Джон Ирвин вручил его польской картине "Реверс", действие которой происходит в Варшаве в 50-к годы прошлого века.
"Серебряного Георгия" "За исполнение лучшей мужской роли" получил главный герой фильма "Албанец" - актер Ник Хелилай. Получая приз, Ник сказал так: "Возможно, вы не подозреваете об этом, но вручая мне этот приз, вы дарите надежду многим молодым актерам, живущим и работающим в Албании. Эта же картина получила спецприз жюри. Эту награду вручили режиссеру картины Йоханнесу Наберу.
"Серебряного Георгия" за лучшую женскую роль получила чешская актриса Вилма Цибулкова, сыгравшая в картине "Как рай земной" режиссера Ирены Павлазковой. Вилма поднялась на сцену босиком, признавшись, что забыла туфли, а те, что ей предложили, не подошли.
- Если бы мне кто-то лет 15-20 назад сказал, что вы снимете фильм о советской оккупации в своей собственной стране и первый приз, который она получит, будет вручен на Московском кинофестивале, я бы никогда в это не поверила, - сказала актриса.
После этого Вилма призналась, что фильм "Как рай земной" на ее родине приняли гораздо прохладнее, чем в России. И закончила выступление словами о том, что надеется, что наша общая история в будущем будет нас связывать во всех своих лучших проявлениях.
Лучшим режиссером стал Ян Кидава-Блоньский. Он приехал к нам на фестиваль с картиной "Розочка", действие которой происходит в Польше в 1967 году, и привез с собой нескольких членов съемочной группы - продюсера, оператора, сценариста и исполнительницу главной роли - актрису Магду Почарскую, как он сам определил, "новую, самую лучшую версию Барбары Брыльской". Ян год учился во ВГИКе у Александра Столпера и со сцены признался, что именно своему учителю он обязан в первую очередь.
- Мне удалось вложить в картину то, что наши истории близки и похожи, что вам очень сильно понравилось, - сказал Ян Кидава-Блоньский.
Гран-при фестиваля председатель жюри Люк Бессон вручил фильму "Брат" из Венесуэлы режиссера Марселя Раскина. Эта же картина получила и оценку российских кинокритиков - фильм "Слон", и приз зрительских симпатий. Фильм о футболе. И возможно в голове у всех, кто видел фильм, он соседствовал с проходящим параллельно с фестивалем Чемпионатом мира по этому виду спорта. Как знать?
Тем не менее, когда Раскин вышел поучать приз, он сказал, что в картине есть эпизод, иллюстрирующий его собственную историю:
- Команда главных героев проигрывает. Два ноль. И половина времени матча уже прошла. И тогда тренер всех собирает вместе и говорит: "Жизнь всегда будет забивать нам голы. Но мы должны каждый день вставать, убежденные, что счет все еще ноль ноль. Ноль ноль".
Никита Михалков, поднявшись на сцену, сказал, что его многое роднит с актрисой Вилмой Цибулковой. Во-первых, он тоже забыл туфли. Но нашел новые. "Во-вторых, я тоже везу свою картину в Карловы Вары и надеюсь, что там ее примут лучше, чем здесь". (Речь об "Утомленных солнцем 2" - Прим. Авт.)
Президент фестиваля подчеркнул, что кино есть там, где есть проблемы, что и показали фильмы-победители. А более всего в нынешнем фестивале ему понравилось то, что люди обмениваются билетами в кино, а не пригласительными на тусовки.
Специальный почетный приз "За покорение вершин актерского мастерства и верность принципам школы Станиславского" "Верю!" вручал министр культуры Александр Авдеев. Его получила французская актриса Эммануэль Беар, и министр обратился к ней на русском, позволив себе перейти на французский лишь в конце речи.
Беар обратилась со сцены сразу к… Константину Сергеевичу Станиславскому.
- Господин Станиславский! Театральную школу я тоже не заканчивала (министр напомнил актрисе, что она не любила школу и частенько прогуливала уроки, что, видимо, бывает со всеми известными актерами)! Но уже намного позже, когда я услышала о вас и прочитала вас, то поняла, что это - моя струя. Это вы указали мне дорогу. Я заберу этот приз с собой, и буду продолжать свою работу.
Обозреватель "РГ" попросила прокомментировать итоги члена жюри 32-го ММКФ - актрису Марию Миронову:
Российская газета: Перед началом фестиваля организаторы отмечали, что конкурс состоит из картин из стран бывшего соцлагеря, где подняты такие вопросы нашей истории, которые раньше в кино в России не показывали. И что все это происходит именно в тот исторический год, когда в нашей стране на двух федеральных каналах впервые была показана "Катынь" Анджея Вайды. Возможно, такая раздача призов не случайна?
Мария Миронова: У меня осталось ощущение живого непредвзятого выбора. Здесь нет никакой политики. Выбор жюри основан на искренних впечатлениях. И во многом мы были единогласны. Не было ни подвоха, ни политической подоплеки. Роль, которую сыграла чешская актриса - она блестяща. И на фоне остальных работ выделялась очень сильно. Фильм "Брат", который получил Гран-При - первый фильм режиссера Марселя Раскина. Он делал его пять лет. Для первой работы это очень сильная, искренняя честная, драматическая, хорошо режиссерски сделанная картина. Решение было единогласным. Фильм "Албанец", который жюри посмотрело последним, изменил весь ход наших мыслей и суждений. Мы вышли с просмотра и ровно за две минуты на ощущении эмоций все поняли. Главный герой должен получить мужскую роль. И спецприз мы отдали тоже ему.. Это - коллегиальное решение. Практически ничего у нас не вызывало споров. Не было никаких предвзятостей. Девять дней мы осматривали всю программу, и все вместе пришли к единому мнению. Абсолютно человеческая, зрительская оценка.
Фильмом закрытия фестиваля стала новая картина Люка Бессона "Невероятные приключения Адель". Это - экранизация популярного французского комикса (всего 9 выпусков), героиней которого является Адель Блан-Сек. Как объяснил режиссер, этот комикс не так знаменит, как Астерикс и Обеликс, но тоже очень известен.
За день до закрытия мэтр и исполнительница главной роли - молодая актриса Луиза Бургуэн - представили картину прессе.
- Каков ваш секрет работы с актерами? - спросили коллеги Бессона.
- Самый главный секрет для актеров - это хлыст!- Грозно сдвинув брови сказал Бессон. И добавил:
- Главное - проводить с актерами как можно больше времени. И очень важно правильно их выбрать, как получилось с этой леди. Я смотрел на телевидении вечернее шоу с ее участием, где она представала в разных образах, потом увидел фильм, где она сыграла, и понял, что мне нужно с ней поговорить. Мы посидели в кафе, и я понял, что нашел Адель.
- Я никогда прежде не позволил себе снимать легкий развлекательный фильм, - сказал Бессон. - Но сейчас настали тяжелые времена. И я не хочу для зрителей становиться проблемой. Фанаты хотят от меня, чтобы я продолжал линию "Никиты" и "Леона". Обещаю, что, как только мир станет лучше, я всех переубиваю.
- Обычно в комиксах героиня сексуальная и туповатая. А здесь - бесстрашная, решительная и отважная, - сказала Луиза Бургуэн (она также известна российскому зрителю по фильму Анн Фонтейн "Девушка из Монако"). - Я познакомилась с автором комикса - Жаком Тарди и он сказал мне: "Не забывай, что Адель Блан-Сек - это я". А он - 70-летний старик, который много курит…
Бессон в моем случае именно использовал хлыст (смеется). Он заставлял меня держать спину, хотя в жизни у меня расслабленная походка, я хожу, как подросток. Люк сказал: "Я хочу, чтобы ты ходила как деталь часового механизма. Как заведенная". И мне пришлось изменить походку. Адель храбра, не боится говорить правду. В жизни я не такая, но хотела бы научиться быть такой. В фильме я летаю на птеродактиле. И с тех пор ношу игрушку - птеродактиля - в сумочке, как память о съемках.