В Казани прошел III Международный фестиваль живой музыки "Сотворение мира"

Вот уже третий год подряд этому вырывающемуся из всех форматов фестивалю удается "сотворить" не только "мир", но и чудо. Судите сами, собрать на 35-градусной жаре по официальным данным двести тысяч человек, которые 10 часов слушали преимущественно альтернативную и этническую музыку - это что-то удивительное.

Как всегда организаторы угостили публику экзотическим "коктейлем" из этники, рока, джаза и электронной музыки. Состав участников по-хорошему сумасшедший: мексиканская хип-хоп банда "Molotov", киргизская народная певица Саламат Садыкова, коллектив из Буркина Фасо "Farafina", вокалистка британской авант-рок группы "Stereolab" Летиция Садье, сербский композитор и музыкант Борис Ковач, родоначальники "уральского" рока группа "Трек" и Настя Полева и даже Государственный хор Татарстана. В качестве хэд-лайнеров были приглашены "Сплин", "Океан Ельзи", "Здоб ши здуб", "Чайф".

От попыток журналистов найти хоть какую-то логику в подборе артистов организаторы всячески отбивались. Президент фестиваля Андрей Макаревич, на вопрос корреспондента "РГ" не склоняется ли "Сотворение мира" в сторону некоммерческой музыки, ответил так:  


- Музыканты больше всего ненавидят слово "формат". Извините за громкие слова, но искусство не вписывается в его рамки, в формат вписывается ремесло. Изначально фестиваль был задуман как анти-форматный. 

 

В свою очередь генеральный продюсер фестиваля Сергей Миров заявил, что фестиваль призван развивать вкус публики, поскольку в шоу-бизнесе наблюдается жуткий регресс. Можно сказать, что известные артисты здесь служат своего рода "манками", привлекающими широкую аудиторию к альтернативной качественной музыке.

Таким образом, к пацифистскому посылу фестиваля "музыка объединяет независимо от религий и национальностей", добавилась еще и просветительская миссия. И хотя "Сотворение мира" вот уже третий год из-за его "неформатности" упорно игнорируют центральные телеканалы, гостей он привлекает все больше и больше. А число приезжих зрителей перевалило за пять тысяч.

Действо разворачивалось, как и прежде, у стен Казанского кремля на двух сценах в режиме нон-стоп. По традиции открыли фестиваль молодые артисты. Среди них рок-группы "Павел Фахртдинов Сотоварищи" (Москва), "Упалинаушиs" (Пермь), казанский коллектив "Love-Fine", играющий в жанрах инди и электропанк. Дебютировала на сцене еще одна казанская команда "Азат", исполняющая рок и ска-панк на татарском языке. Это своеобразный сплав традиционных тюркских мотивов и современной западной музыки.

В какой-то момент показалось, что жара, (да и, признаться, специфический состав участников) отпугнет людей, но опасения эти не подтвердились. Уже ко второму блоку фестиваля - "этническому" народ стал стекаться. Первой, кому по-настоящему удалось привлечь внимание публики, стала московская  певица Таисия Краснопевцева, выступающая под псевдонимом Morozova. Она заворожила собравшихся своим мощным голосом. Девушка исполнила несколько песен в традиционной русской песенной технике сначала под аккомпанемент гитар и ударных, а затем подыгрывала себе на колесной лютне.

Кстати, организаторы изначально планировали пригласить на "Сотворение мира" Пелагею, но затем остановили свой выбор на Таисии, поскольку она не менее талантлива, но при этом не известна широкой публике.   

Еще одним открытием для зрителей стала Летиция Садье - культовая британская певица.  Ее манера исполнения скорее подходит для камерной обстановки, но исполнительнице удалось совладать с шумной многотысячной толпой. И это притом, что выступала она сразу после громкой разбитной группы "Здоб ши здуб". А аккомпанировал ей экс-виолончелист "Аквариума" Всеволод Гаккель.

С опозданием на год добрался до сцены фестиваля сербский музыкант Борис Ковач. Напомним, он был приглашен на прошлое "Сотворение мира", но по пути попал в серьезную аварию. Его коллектив взорвал публику балканскими ритмами, которые в России  всегда принимаются "на ура".

Но, все же, гвоздем нынешнего фестиваля стала африканская группа "Farafina". Яркие национальные костюмы, полифоническое пение, барабаны, перкуссия, звуки экзотических инструментов бала, кора, джембе поистине вводили в транс. Любопытно было наблюдать за африканскими артистами под вечер, когда они перебрались на зрительную площадку. Их дородная вокалистка попивала из бутылки русский квас, а остальные музыканты  пританцовывали под хит "Чайфа" "Аргентина-Ямайка".

Завершился фестиваль затемно финальным джемом, на который вышли практически все участники. Артисты исполнили припев песни "Битлз" "Дайте миру шанс" на разных языках.