28.06.2010 06:40
    Поделиться

    Алексей Миллер: Цены на "голубое топливо" для населения по-прежнему будет устанавливать государство

    "Газпром" намерен усилить свои позиции в нефтяной сфере, увеличив добычу "черного золота" к 2020 году до 100 миллионов тонн. Об этих планах совету директоров концерна рассказал глава компании Алексей Миллер.

    "Газпром нефть" собирается штурмовать позиции лидера по добыче нефти на севере Ямало-Ненецкого автономного округа и шельфе Баренцева моря, активно развивать зарубежные проекты, чтобы через десять лет на них приходилось около 10 процентов суммарной добычи углеводородов.

    Затронул Миллер и вопрос взаимоотношений с Украиной. По его словам, обсуждается возможность объединения "Газпрома" и НАК "Нафтогаз Украины". В течение двух месяцев идут переговоры по созданию альянса, уже вырисовывается структура сделки. На первом этапе планируется создать совместное предприятие. Есть уже список крупных месторождений, которые могут быть внесены в это СП. По словам Миллера, предполагается, что украинская сторона внесет в совместное предприятие газотранспортную и добычную системы "Нефтегаза Украины". "В свою очередь "Газпром" должен внести более крупные месторождения", - отметил Миллер.

    В случае создания совместного предприятия ОАО "Газпром" и НАК "Нефтегаз Украины" газ для населения Украины будет поставляться по "субсидируемым ценам, регулируемым, нерыночным", пообещал Алексей Миллер. Цена на газ и для населения России еще долгое время будет устанавливаться государством, считает он. Интересно, что, по оценкам Миллера, с 2011 года, когда определение цены на газ будет рассчитываться на основе рыночной формулы, главным конкурентом для Европы может стать рынок внутри России. В переходном периоде, советуют в "Газпроме", целесообразно применять понижающие коэффициенты, а формульный подход уже должен использоваться как индикатор реальной рыночной цены для промышленных потребителей.

    Тем временем ситуация на рынке начинает стабилизироваться. В первом полугодии 2009 года "Газпром" ограничивал добычу природного газа в ответ на изменения спроса в условиях финансово-экономического кризиса, напомнил Миллер. Но уже с середины 2009 года показатели спроса, а вслед за ними и добычи начали восстанавливаться. Такая тенденция продолжилась и в первом квартале 2010 года. Несмотря на некоторое замедление во втором квартале в связи с непростой ситуацией, которая складывается в реальном секторе экономики Южной и Юго-Восточной Европы, "...наша цель, - подчеркнул Миллер, - вернуть в 2010 году две трети прошлогоднего падения". По его прогнозу, в будущем рост спроса на российский газ неизбежен. Исходя из этого, баланс газа на 2011-2013 годы, план по добыче на 2013 год определен в 565,5 миллиарда кубометров. Это выше докризисного уровня 2008 года.

    А чтобы без особых осложнений снабжать газом Европу, "Газпром" совместно со своими партнерами расширяет подземные хранилища газа (ПХГ) на континенте. По словам Миллера, тема ПХГ с вводом в эксплуатацию газопроводов "Северный поток" и "Южный поток" станет еще более актуальной. И "Газпром" уже сегодня разрабатывает проекты в области хранения газа в Сербии, Нидерландах, Германии, планирует строительство хранилищ в Венгрии и Великобритании. К 2013 году активный объем газа в европейских ПХГ с участием "Газпрома" может превысить 3,3 миллиарда кубометров. Компания наращивает присутствие на рынке Великобритании. Это страна в будущем может стать одним из целевых рынков "Северного потока", сюда будет поставляться примерно 4 миллиарда кубометров газа - это 7 процентов от мощности проекта.

    Еще одним важным фактором, который окажет влияние на европейский рынок, станет "газ в моторах", считает Миллер. Расширение использования природного газа в качестве моторного топлива позволит не только увеличить потребление природного газа, но и сократить разрыв между ценой условной единицы энергии, получаемой из газа и из нефти. Сегодня цена одной калории, получаемой из газа, меньше цены калории из нефти. Более широкое использование газа как моторного топлива на европейских рынках создаст объективные предпосылки для усиления топливной конкуренции.

    Поделиться