Более 90 процентов избирателей поддержали проект новой конституции Киргизии

В понедельник были подведены итоги всенародного референдума, состоявшегося накануне в Киргизии. Всего в республике и за ее пределами проголосовали практически 70 процентов избирателей.

По предварительным данным, более 90 процентов из них поддержали новую конституцию, около 8 процентов проголосовали "против".

Несмотря на недавно перенесенное потрясение в результате масштабного этнического конфликта на юге Киргизии, на участки в воскресенье пришли избиратели всех национальностей, живущие в республике.

- Люди устали бояться, им надоела неопределенность, - сказал "РГ" бишкекский политолог Марс Сариев. - Все хотят стабильности, порядка, межнационального согласия и мира. И потому какое бы ни пришло правительство, люди ему будут рады.

Поздно вечером в понедельник, комментируя киргизским и зарубежным СМИ предварительные итоги референдума, Роза Отунбаева не скрывала своего воодушевления. По ее словам, референдум в стране состоялся, цитируем: "несмотря на ожесточенное сопротивление его противников".

Отунбаева также сообщила о первоочередных шагах, которые собирается предпринять новая власть Киргизии. "Приставка "временное" в отношении правительства Киргизии отменяется, - заявила Роза Отунбаева. - Теперь я как избранный народом президент переходного периода также возглавлю и законное правительство. Оно будет работать вплоть до формирования нового коалиционного кабинета, сформированного после парламентских выборов".

Собственно, не будет теперь в Киргизии и парламента. По словам госпожи президента, в скором времени в стране созовут законодательную ассамблею, которая будет исполнять парламентские функции. "Нас ожидает длинная, сложная и тернистая дорога. Мы должны доказать, что страна состоялась", - добавила Отунбаева.

Сейчас очевидно, что дальнейшее развитие ситуации будет во многом зависеть от личных качеств нового главы Киргизии. Фигура она достаточно известная и авторитетная, правда, в первую очередь на международной арене, а не у себя в стране. Имеет солидное образование - окончила факультет философии МГУ, а затем там же в аспирантуре получила ученую степень кандидата наук. Владеет пятью языками, включая киргизский, русский, французский, английский и немецкий. Правда, оппоненты отмечают, что для нее родным остается скорее русский, чем киргизский язык.

Свою известность и признание Отунбаева заработала в основном на дипломатическом поприще и, по свидетельству работавших под ее началом людей, идеально подходит для внешнеполитической сферы, где имеет богатый опыт. В советское время она была председателем Комиссии СССР по делам ЮНЕСКО, после 1991 года в разное время послом Киргизской Республики (КР) в США, Канаде, Великобритании. Несколько раз занимала пост министра иностранных дел страны, в мае 2002 года стала заместителем спецпредставителя Генсека ООН в Грузии по грузино-абхазскому урегулированию. Во внутренней политике Киргизии Отунбаева была известна в первую очередь как видный представитель оппозиции.

Кстати

Новый президент по характеру очень активный и энергичный человек, умеет располагать к себе, может пойти на компромисс, и вообще ее считают достаточно мягкой по натуре. Правда, последние два качества многие в Киргизии склонны причислять скорее к недостаткам Отунбаевой, так как республике, как считают эксперты, необходима твердая и даже жесткая рука.

комментарий

Аскар Акаев, экс-президент Киргизии:

- Прежде всего я хотел бы сказать, что высказывания российского руководства о том, что для Киргизии парламентская форма управления государством не свойственна и даже где-то рискованна, совершенно справедливы.

Взяв курс на радикальную смену государственного устройства в Киргизии, страна может встретиться с большими рисками. Это очень тревожит. Таких экспериментов, когда государство в одночасье бросают из одной формы власти в другую, в мире было мало. Я очень тревожусь, потому что убежден, что для Киргизии новая парламентская форма власти неприемлема. Она хороша там, где люди, особенно политическая элита, политический лидер, умеют слушать друг друга, прислушиваются к мнению народа. Это, к сожалению, сегодня отсутствует в Киргизии.

У меня есть сомнения относительно эффективности новой формы правления. Я был сторонником классической президентско-парламентской формы управления в Киргизии. Может быть, надо было добиваться более гармоничного сочетания полномочий различных ветвей власти. Но после недавних ошских трагических событий, унесших жизни нескольких тысяч человек, считаю, что стране нужна сильная власть. Имею в виду не диктатуру, а сильную власть в том плане, что в Киргизии должен быть сильный президент, сильный парламент, сильное правительство, сильный независимый суд и сильная оппозиция. Вырвите любое звено - и мы получим ущербную власть, которая не сможет вывести республику из кризиса.

У Киргизии была хорошая конституция с президентско-парламентской формой правления, потом бакиевский режим, пришедший после государственного переворота 2005 года, переписал конституцию под себя. Она обслуживала его авторитарную власть, а теперь временное правительство написало конституцию, которая больше отвечает его интересам, а не интересам народа. Проект конституции широко не обсуждался, людям не до этого было - последние два месяца такие трагические события в Киргизии происходили.

Поэтому у меня есть большие сомнения, что эта конституция будет способствовать выходу страны из кризиса. Мне представляется, что в таких условиях должна быть только сильная власть.

По результатам референдума Роза Отунбаева утверждена на посту президента переходного периода. Она имеет большие полномочия до осени, пока не будет избран новый парламент. А потом согласно новой конституции полнота власти переходит к парламенту, спикеру парламента и новому премьеру, который будет назначен большинством депутатов. Тут, я думаю, как раз и зарыта собака.

Не исключаю, что премьер в новой конфигурации власти, опирающейся на парламентское большинство, станет новым диктатором. Если в результате выборов будет создана коалиция из нескольких партий, то появится парламент, в котором невозможно будет решать какие-либо созидательные вопросы.