Более сорока тысяч зрителей пришли в субботу вечером на Васильевский спуск, чтобы стать свидетелями этого грандиозного шоу.
За десять лет своего существования Red Bull X-Fighters успело покорить многие страны и континенты. С 2001 года соревнования неизменно проходят в Испании, в 2005 году шоу дебютировало в Мексике, за последние три сезона туры прошли в США, Великобритании, Германии, Польше, Ирландии и Канаде, и вот, наконец, впервые в истории соревнований и в истории Москвы сильнейшие райдеры планеты демонстрировали свои умения в самом сердце российской столицы, в десятках метров от стен Кремля и Храма Василия Блаженного.
В честь первого в истории соревнования Red Bull X-Fighters на российской земле дизайнер трека, главный конструктор Мирового тура Red Bull X-Fighters 2010 Дейн Херрон (США) постарался на славу. Создать трек на Васильевском спуске оказалось непростой задачей: "Нам было очень важно правильно распределить весовые нагрузки на трассе, - рассказал Херрон, - поскольку в некоторых местах брусчатка на Красной площади очень старая и хрупкая, поэтому, чтобы не повредить ее, пришлось сделать стабильную основу для трека. Для решения этой головоломки нам понадобилось 250 самосвалов песка, 15 человек и 10 дней. После соревнований еще 3 дня уйдет на демонтаж".
В итоге усилия конструкторов не прошли даром - Васильевский спуск превратился в одну из самых необычных и одновременно самых сложных площадок в истории соревнований. "Трек состоит из четырех обычных рамп и трех песчаных, и в общей сложности имеет 5 направлений движения. Но райдеры не перестают нас удивлять, и постоянно изобретают новые маневры, о которых мы даже не могли подумать!" - смеется Херрон.
По правилам количество участников, допущенных к соревнованиям, не может превышать 12 человек, из них в квалификационных заездах отбираются восемь лучших, которые проходят в четвертьфинал, где соревнуются в парах, "один на один", с выбыванием проигравших участников, победитель же проходит в следующий круг (полуфинал, затем финал). Каждому райдеру в каждом круге дается право одного старта и 90 секунд времени, чтобы произвести впечатление на зрителей и жюри, состоящее из пяти судей, во главе с главным судьей, причем каждый судья оценивает отдельные параметры выступления: разнообразие трюков, сложность и техническое исполнение, стиль, использование трассы, а также зрелищность и реакцию зрителей.
Эффектные трюки, захватывающие дух прыжки и рев двухтактных двигателей всего в нескольких метрах от восточной стены Кремля привели десятки тысяч зрителей в восторг. "Среди райдеров царило огромное напряжение: непростой трек плюс жара - условия оказались довольно сложными", - поделился впечатлениями американский райдер Нэйт Адамс. "Невозможно передать свои эмоции! Это то же самое, что выступать в саду Белого дома!", - добавил он.
По результатам состязаний в финал, оставив позади таких гуру мотофристайла как Дени Торрес (Испания), Мэт Ребо (Швейцария) и Роби Мэддисон (Австралия), вышли Нэйт Адамс из США и Леви Шеруд из Новой Зеландии. Ни сложный трек, ни доходящая до 35 градусов жара не стали помехой для восемнадцатилетнего новозеландца по прозвищу "гуттаперчивый мальчик". Придя в Red Bull X-Fighters около года назад, Леви Шеруд стремительно мчится к пьедесталу, и, если так пойдет и дальше, кто знает, не сумеет ли он потеснить действующего лидера серии норвежца Андрэ Виллу.
Еще одним знаменательным для нашей страны событием стало первое в истории шоу участие райдера из России. Прошедшие в минувшую субботу соревнования стали дебютом в мировой серии Алексея Колесникова, которого по праву можно считать основоположником FMX в России. Именно он первым в нашей стране сделал бэкфлип (сальто назад).
Алексей пришел в мотоспорт из BMX (велосипедный мотокросс) в возрасте 12 лет, сначала занимался мотокроссом. В 2005 году серьезно увлекся мотофристайлом. Начинать было трудно: в России этот вид спорта отсутствовал как класс, рядом не было ни учителей, которые могли бы помочь, ни площадок, где можно было бы тренироваться и разучивать новые трюки. С друзьями Алексей соорудил в родной Коломне рампу, построил поролоновую ванну и начал усиленно тренироваться.
Ситуация в корне изменилась, когда начинающему фристайлеру довелось попасть на один из этапов Чемпионата мира по фристайл-мотокроссу Red Bull X-Fighters в Ирландии. Именно там он познакомился с живыми легендами этого вида спорта - Тревисом Пастраной, Дэни Торресом, Мэтом Ребо и впервые попробовал свои силы на настоящей профессиональной площадке.
В 2009 году Алексей вместе со шведом Даниэлем Бодином, итальянцем Ванни Оддерой и своим другом и учеником Кириллом Гавриловым принял участие в FMX-шоу Red Bull X-Fighters Exhibition Tour, который прошел в четырех городах России: Омске, Тюмени, Ростове-на-Дону и Волгограде, где стал абсолютным победителем соревнований, а в июне 2010 года Колесников на своем мотоцикле перепрыгнул летящий 9-тонный КАМАЗ (совместный проект с пилотом команды КАМАЗ-мастер, многократным победителем ралли-рейда "Дакар" Владимиром Чагиным, для чего на окраине Коломны на специально подготовленной площадке были сооружены два перпендикулярных друг другу трамплина - для перекрестного прыжка КАМАЗа и мотоцикла).
Сегодня Алексей Колесников, или "Калашников", как зовут его коллеги по цеху, входит в двадцатку топ-райдеров планеты, и хотя на московском этапе тура Red Bull X-Fighters 2010 ему не удалось пробиться на пьедестал почета, Алексей смог показать свое мастерство и выступить наравне с лучшими из лучших!