Ольга Маховская, социальный психолог:
- У меня нет дачи, и единственным способом релаксации оказывается природа. Я приверженец теории, согласно которой помимо социально-психологического "Я" у личности есть и космическое "Я". Это то, как мы связаны с природой, с космосом. И если не давать этой составляющей подпитки, то все остальные реализации личности становятся проблемными. То есть человек должен черпать творческие возможности из себя, что возможно только в том случае, если ты находишься в гармонии с природой.
Жить в мегаполисе и при этом оставаться творческим человеком сложно. Если только не создавать себе искусственную среду на крыше или на балконе, не жить в очень тихом районе у парка с прудом. Это целая ритуалистика, но даже ей угрожает опасность, если ты находишься в окружении невменяемых граждан, которые слушают музыку по ночам, гоняют вокруг вас на квадроциклах... Это выбивает творческих людей из привычного режима и требует особых усилий для концентрации.
Каждый развлекается, конечно, в меру своих возможностей и фантазии. Квадроциклы и мощные мотоциклы - недешевые игрушки, не всякому по карману. То, что у нас богатые пижонят, - это мальчишество, и застоявшееся детство лучше бы не демонстрировать. Потому что поведение этих людей в принципе должно отличаться ответственностью. Когда человек имеет высокий статус, общество вправе ожидать от него взрослости, сдержанности, разумности. Тем не менее в поле зрения публики постоянно попадают неадекватные своему статусу персонажи, пятидесятилетние мальчики с коллекцией мотоциклов, которые тусуются с молодежью. Это, конечно, попытка удержаться на гребне. Культ молодости, азарт, мальчишество и детство пропагандируется у нас очень активно, как в гедонистических цивилизациях. Это у нас заимствованное. Мы становимся гедонистами по мере того, как становимся потребителями. Купить дорогую игрушку - в этой логике это значит приобрести новый уровень жизни. Это, как нам кажется, большая степень свободы. Если такую философию применять ко взрослому человеку - это, конечно, регрессия. Внутренней свободы не дают даже самые дорогие игрушки. И уровень интеллекта с помощью квадроцикла не прирастает. Игры взрослых выглядят сейчас более чем примитивно. В хорошее время дошкольники придумывали для себя более сложные развлечения. Шумные игры взрослых в наших городах - это покушение на свободу выбора окружающих. Сейчас подрастает поколение, которого не научили учитывать интересы другого. У нас дефицит ролевых игр в дошкольном возрасте, когда дети учатся расшатывать собственный эгоцентризм и учитывать интересы окружающих. Это тренировалось раньше в детских садиках. Но наши дети в большинстве растут сытыми, но одинокими. И норма оглядываться на удобство окружающих им не прививается. Самое большое, чему они учатся: как втроем с родителями существовать под одной крышей и не путаться друг у друга под ногами.
Захар Прилепин, писатель:
- Чем объяснить моду на новую технику для отдыха, на все эти громкие квадроциклы и снегоходы? Отдых сегодня явно не исчерпывается релаксом, его спокойные формы в чем-то уступают драйву. Получается, что отдых не сводится к одной перемене деятельности, а требует нескольких: проспал 12 часов - садись летом на квадроцикл, зимой на снегоход и включай мотор на полную мощность?! Получается, что философия отдыха меняется. Хотя тут надо понимать, что на квадроциклах и снегоходах не катается большое количество народа. Наоборот, очень малое. И такие формы отдыха ни в коем случае не надо возводить в общенациональную привычку. Так отдыхают 1,5-2 процента. И отдыхают они так, по моему мнению, по следующим причинам. В тотально негероической стране, стране, не способной подарить нам случаи, требующие выброса адреналина, в стране, которая живет квазигероикой, мужчины-то не перестают рождаться. И этим мужчинам нужно себя как-то реализовывать. Мужчинам необходимо реализовывать все свои мужские качества! А страна и государство никаких возможностей и поводов для героизма не дают. Поэтому мужчины ищут героизм "на стороне" - вместо того чтобы осваивать новые территории, открывать мысы, которые назовут твоим именем, доходить до Аляски, они садятся на квадроциклы и начинают ездить на них по квадролесам. Или на снегоходах по квадроснегам.
Чьи формы отдыха мне кажутся особенно необычными? Я, конечно, слежу, каким образом отдыхают наши молодые и немолодые богатые люди, но я бы не сказал, что меня в их отдыхе что-то несказанно удивляет. Иногда только бывает вялое раздражение по поводу того, что они в очередной раз сняли пароход, насажали на него... (здесь было употреблено непечатное слово, которое и воспроизвести нельзя и заменять - ханжество, поэтому пусть читатель сам догадается. - Прим. ред.) и поплыли на нем куда-нибудь. Но это не то чтобы глубоко праведный гнев, скорее вялое неприятие. А так, чтобы удивляло! Квадроциклы меня точно не удивляют, потому что - еще раз повторю: если бы у нас была нормальная страна, энергичная, бодрая, развивающаяся, с натуральной, а не квазигероикой, квадроциклов было бы меньше. В такой стране я бы ко всем видам отдыха относился спокойно. Ну а в той стране, что мы живем, все эти квадроцикловые, лыжные, воздушно-шарные и прочие подводные увлечения вызывают у меня, например, пролетарско-крестьянское недоумение. Прошу прощения за избитость примера, но когда я приезжаю в свою деревню и вижу, как там люди живут, я перестаю понимать супергонки на супермашинах, устраиваемые нашими небедными гражданами и особенно их детьми. Это какой-то человеческий разврат. И если они думают, что за это им ничего и никогда не будет, то мне кажется, что они ошибаются.
Что же касается консервативной реакции обычных граждан на шумные поездки на квадроциклах за голубикой, то мой дом стоит в далекой деревне, никакой квадроцикл туда ни разу не заезжал. Приедет - закидаем... снежками.