Вера Звонарева: Теннис уже не тот, что двадцать лет назад

Вчера россиянки Мария Шарапова и Вера Звонарева сражались с первыми ракетками мира. Маша - с нынешней, действующей чемпионкой турнира "Большого шлема" в Лондоне, американкой Серенной Уильямс. А Вере противостояла бывший лидер рейтинга, сербка Елена Янкович.

Помните, есть в русском эпосе такое словосочетание - разрыв-трава? Это - сказочное зелье, напьешься его - и перед тобой распадутся все заветные замки и запоры. Кто испробует снадобье? Кто расколдует "нерушимые" английские травяные законы?

Впрочем, на нынешнем Уимблдоне повергнуты уже все мыслимые и немыслимые нормы. Единственное, что не подвергается ревизии, так это естественное зеленое покрытие кортов. Однолетняя лондонская трава вечна.

Перед вчерашней встречей Веры Звонаревой с Еленой Янкович корреспондент "РГ" поговорил с россиянкой.

Российская газета : Вера, в пятницу на Уимблдоне прошел своеобразный матч между женскими теннисными командами России и Бельгии. Но, увы, Мария Кириленко проиграла Ким Клийстерс, Надежда Петрова - Жюстин Энен. И лишь только вы выиграли - у Янины Викмайер - и довольно с убедительным счетом 6:4, 6:2.

Вера Звонарева : Маша и Надя проиграли, обидно. Но я рада, что сумела показать неплохую игру. Конечно, все равно были какие-то простые ошибки. Может быть, многовато у меня было двойных ошибок. Но, в общем-то, я сумела навязать свою игру. Смогла играть в хорошем темпе и заставила ее, мою соперницу, чуть-чуть опаздывать к мячу. Это помогло выиграть.

РГ : Вашу соперницу называют очень перспективной теннисисткой.

Звонарева : Янина - очень неплохой игрок, у нее приличная подача, и мне пришлось нелегко. Но, выходя на корт, я знала: если я заставлю себя играть активно, больше рисковать, то я должна победить. Вообще, сейчас женский теннис становится похож на мужскую игру: все действуют мощно, стали больше использовать вращение мяча. Выходы к сетке сочетаются с подрезанными ударами. Впрочем, почти все теперь стоят на задней линии, и теннис уже не тот, что двадцать лет назад. Игра намного быстрее. Теперь опасно просто выбегать к сетке, поскольку соперник владеет обводкой: ударами косыми, по линии, "свечкой".

РГ : Как вам уимблдонская трава?

Звонарева : Мне кажется, что сейчас на Уимблдоне корт стал медленнее. Особенно это относится к задней части. Когда там все вытаптывается, отскок становится высоким, как на грунте. А если по всей площадке одинаковое травяное покрытие, то это довольно хорошо - не надо скользить, подъезжать к мячу. И я не боюсь двигаться.

РГ : Теперь Звонаревой предстоит встретиться с сербкой Еленой Янкович…

Звонарева : Жаль, я не смотрела ее матчи, что называется, живьем. Но сумела кое-что посмотреть в видеозаписях. Скажу так: в последнее время Елена - в очень неплохой форме. Поэтому она может и подавать неплохо, и бить с задней линии. Так что мне тоже нужно будет постараться держать свою подачу.

РГ : Вера, вы расстались с тренером Самуэлем Сумиком, потом немного работали с другим наставником, но тоже прекратили сотрудничество. Кто помогает вам сейчас?

Звонарева : Сергей Демёхин. Но здесь, на Уимблдоне, еще со мной работает специалист по ОФП, бразилец, он параллельно, правда, тренирует и Томаса Белуччи.

РГ : Вера, вы - профессиональная теннисистка, и очень серьезно говорите об этом своем ремесле. Даже забываешь, что вы еще и в дипломатической академии учитесь…

Звонарева : Теннис - это моя жизнь, а не только профессия. Мы постоянно в разъездах. Если выдается пара выходных, то ты, скорее всего, находишься за границей, и постоянно думаешь о том, что через пару дней у тебя очередной турнир.

РГ : И все-таки: как дела с учебой?

Звонарева : Я взяла - как это называется? - академический отпуск.

РГ : С собой не взяли какие-то учебники?

Звонарева : Нет, а то всегда в аэропорту перевес. У меня основные материалы по международной экономике и политике "забиты" в компьютер. Все жду: когда появится время почитать их?

РГ : Вера, на этом Уимблдоне все явственнее сказывается психология спортсменов. Уж очень частыми стали нервные срывы, оскорбления, выплески негативных эмоций. Я даже составляю список российских теннисисток, которые стараются не ругаться на корте. Увы, этот "рейтинг-лист" невелик. И, слава богу, что вы в него входите.

Звонарева : Мне кажется, теннис научил нас дисциплине, общению, помог понять себя. Я научилась не разочаровываться, не переживать о прошлых ошибках, идти вперед. Тогда скорее одержишь победу - на корте и в жизни.

РГ : Вера, вы предпочитаете деньги копить или тратить?

Звонарева : Ошибочное представление, что спортсмены на нашем уровне думают о призовых деньгах. Конечно, я предпочитаю тратить, я должна это делать. Эти средства идут в основном на наши поездки, на оплату работы тренеров, на физиотерапию. Все это, разумеется, стоит немалых денег. А ведь это необходимо - окружить себя своей командой, поехать тренироваться туда, где будет комфортно, где будет приятно проводить время с теми людьми, которые тебя любят, которые могут тебе помочь.