На этой неделе правительство вносит в Госдуму поправки в Закон "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях", подготовленные Минэкономразвития России. В соответствии с документом компании, безвозмездно выполняющие работы и оказывающие услуги в целях благотворительности, получают существенные льготы, а органы государственной власти и местного самоуправления - возможность по закону поддерживать их в деятельности на благо общества. Проблему социальной ответственности бизнеса вообще и благотворительности в частности "РБГ" обсудила с руководителем Центра корпоративной социальной ответственности и нефинансовой отчетности РСПП Еленой Феоктистовой.
- Елена Николаевна, как бы вы определили корпоративную ответственность?
- Если совсем просто, то можно сказать, что социально ответственным является тот бизнес, который, эффективно решая свои коммерческие задачи, сочетает экономический успех с движением к социальному благополучию и экологической безопасности. Корпоративная ответственность - это основа эффективной бизнес-стратегии, которая способствует тому, чтобы бизнес развивался устойчиво, повышалась его конкурентоспособность, чтобы он был эффективным и отвечал задачам общественного развития. Такому бизнесу, который ориентирован на перспективу, на то, чтобы удерживать свои позиции, корпоративная ответственность, безусловно, важна. А для спекулятивного бизнеса, с коротким горизонтом, этот вопрос не столь актуален.
- Это касается только крупного бизнеса или и палатки с шаурмой?
- Владелец палатки шаурмы работает на определенной территории, где взаимодействует с местной властью и зависит от нее, да и гражданам важно качество потребляемой продукции, предоставляемых услуг.
Многое зависит от условий для ведения бизнеса. Чем они благоприятнее, тем в большей степени можно ожидать ответственного поведения от предпринимателя. Чем конкурентнее среда, тем важнее становится этот фактор.
- На чем базируется корпоративная ответственность?
- Она охватывает широкий диапазон действий бизнеса в экономической, социальной и экологической областях. Подразумевается, что эти действия основаны на соблюдении законодательства и включают дополнительные добровольные инициативы, которые способствуют собственному устойчивому развитию компаний и отвечают задачам общественного развития. В основе корпоративной ответственности - соблюдение баланса интересов акционеров, работников, потребителей товаров и услуг, партнеров по бизнесу, местных сообществ и властных структур, построение добросовестных отношений со всеми заинтересованными сторонами.
- Благотворительность работает на репутацию компании...
- Многие в бизнес-сообществе сегодня осознают, что репутация - важный нематериальный актив компании, о котором следует заботиться. Не случайно компании в своих корпоративных документах, в публичных отчетах заявляют позицию в отношении корпоративной социальной ответственности, устойчивого развития, зачастую опираясь на принципы Социальной хартии российского бизнеса. Тем самым компания подтверждает свое намерение следовать этим принципам, внедрять их в деловую практику. Немаловажно и снижение нефинансовых рисков - взаимоотношения с властью, работниками, правильное решение экологических проблем, поддержка в местном сообществе.
- А налоговые льготы?
- Налоговые льготы - важный инструмент поддержки ответственного предпринимательства, хотя и не единственный. Ответственный бизнес уже решает общественно значимые задачи ресурсо- и энергосбережения, повышения экологической безопасности производства, роста производительности труда, экономического и социального развития территорий присутствия. Государство способно расширить эти возможности. Ему принадлежит особая роль по снятию барьеров развития предпринимательской инициативы, поддержанию конкуренции, преодолению практики избыточного регулирования, устранению административного давления. Важно уходить от практики, когда именно добросовестные предприниматели оказываются под жестким прессом различных регламентов и действий чиновников. РСПП неоднократно высказывался в поддержку решительных действий государства в этих направлениях, рассчитывая, что результаты этой работы станут реальным содействием бизнесу в реализации принципов ответственной деловой практики.
- Елена Николаевна, расскажите о фонде поддержки детей, которые оказались в трудной ситуации.
- Он создан решением правительства. Задачи фонда в том, чтобы формировать эффективные технологии решения проблем детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Большую роль здесь играет формирование эффективного партнерства власти, бизнеса и некоммерческого сектора. На основе проведения конкурсов фонд выбирает региональные и муниципальные программы, а также проекты некоммерческих организаций, которым оказывается финансовая поддержка за счет средств федерального бюджета. Известно, что почти все крупные компании в рамках своей корпоративной благотворительной деятельности также поддерживают различные проекты в интересах детей. Объединение усилий, формирование совместных программ позволяет более рационально использовать ресурсы всех участвующих сторон, добиваться устойчивых положительных результатов за счет системной работы.
-Сейчас говорят, что бизнес идет только в те регионы, где уже развита инфраструктура. Вы знаете случаи, когда бизнес пришел бы в регион, а там - ни кола, ни двора, ни дороги, и он начал бы со строительства этой дороги?
- Таких примеров много, в частности связанных с освоением северных территорий. Компании участвуют не только в строительстве дорог, но и в создании социальной инфраструктуры, развитии жилого фонда. Здесь можно сослаться на опыт компании "ЛУКОЙЛ", "СУЭК", "Сахалин Энерджи" и очень многих других. Эта практика распространяется и на территории других государств, в которых действуют российские компании, как, например, "Еврохим" в Казахстане.
- Для чего нужна нефинансовая отчетность? И перед кем бизнес в ней отчитывается?
- В числе принципов ответственной деловой практики - прозрачность деятельности и информационная открытость. Общество, заинтересованные стороны должны знать, что и как делает компания, какие последствия для экономики, для населения наступают от этих действий. Один из инструментов такого информирования - нефинансовая отчетность. В мире практика подготовки таких отчетов существует давно, в течение последних десяти лет в качестве добровольной инициативы она развивается и в России. Нефинансовый отчет отражает общественное лицо компании, позволяет комплексно раскрывать информацию об экономических, экологических, социальных результатах деятельности, дает представление о стратегии, механизмах ее реализации, взаимодействии с заинтересованными сторонами.