Пломбиры, щербеты и крем-брюле всю прошлую неделю "остужали" россиян в аномальную жару. Продажи мороженого резко увеличились, а брикеты и стаканчики, соответственно, начали дорожать. Впрочем, сами производители лакомства уверяют, что такого шквального роста цен, как в прошлом году, уже не будет.
"Подорожание станет самым слабым за последние три года", - рассказал корреспонденту "РГ" гендиректор Союза мороженщиков России Валерий Елхов. В прошлом месяце, по данным Росстата, килограмм сливочного мороженого стоил 172 рубля, хотя в начале года - на 4 процента меньше. Для сравнения: в 2009 году к маю этот десерт набрал в цене уже 8 процентов, а в 2008 году - почти 9 процентов.
Мороженое всегда начинает дорожать весной и находится на пике цены летом. "Сезонный фактор", - разводит руками Валерий Елхов. Но для повышения цен в прошлом году были и другие, кризисные причины: спрос на лакомство сильно сократился. "Мороженое - не товар первой необходимости, - объясняет эксперт, - даже несмотря на то, что стоит оно сравнительно дешево". Плюс в последние два года лето и весна были нежаркие. Но главное, по словам эксперта, сырье для мороженого - сухое молоко и сливочное масло - резко выросло в цене.
Хоть и косвенно, но на подорожание сырья, по мнению производителей, повлиял новый технический регламент на молоко. "В целом процесс производства пломбира, сливочного или молочного мороженого после его принятия не изменился, - объясняет Елхов, - но сухого молока на рынке стало меньше". По словам эксперта, производить его теперь невыгодно - молочный напиток, который из него готовят, не пользуется таким спросом, как настоящее молоко. Поэтому производители не хотят его сушить и продают переработчикам свежим. Так что рынок сухого молока, из которого делают мороженое, сократился на 40 процентов. Поэтому, по словам Валерия Елхова, производители вынуждены завозить сырье из стран СНГ, Финляндии, Франции, а сливочное масло, к примеру, везут из Новой Зеландии. Кроме того, с прошлого года ввели 10-процент ные таможенные пошлины на импортные растительные масла - рапсовое, соевое, пальмовое. Это также стало причиной подорожания.
В итоге производство мороженого, которое до кризиса зашкаливало за 350 тысяч тонн в год, за три года снизилось на 50 тысяч тонн. А цены, по данным Росстата, за прошлый год повысились на 14 процентов, за 2008 год - на 18 процентов. Мороженщики даже говорят, что статистики скромничают, поскольку, по их данным, цены подскочили на четверть. В любом случае любимый с детства пломбир в вафельном стаканчике уже давно не купить дешевле 20 рублей. Но теперь производители обещают, что в этом году такого роста цен не будет, что, впрочем, кажется довольно странным.
Эксперты предсказывают подорожание молока. Причем, по данным Росстата, с января цены производителей уже выросли на 10 процентов. А мороженое за это время прибавило только на 4 процента. Аналитики объясняют такую разницу тем, что доля мороженого на растительных жирах на российском рынке достигает 70 процентов. То есть большинство лакомств делается совсем не из молока и масла, а из рапсового или пальмового масла. Для мороженщиков это выгодно - по себестоимости они гораздо ниже, чем молоко, производство которого, к слову, сейчас падает, а молочная отрасль испытывает большие трудности.
"Замещение растительных жиров молочными положительно отразилось бы на производстве молока и отечественной экономике", - говорит Андрей Даниленко, председатель правления Национального союза производителей молока. Потребности в сливочном масле выросли бы минимум в два раза, или на 50 тысяч тонн, а потребности в сухом молоке как минимум на 10 процентов, или на 5 тысяч тонн. "Отечественные производители способны обеспечить необходимый объем, - считает Даниленко, - особенно с учетом того, что мороженое - продукт сезонный, наиболее востребованный летом". А лето - традиционный для производителей сезон "большого молока", то есть сырого. А значит, переход на отечественное сырье мог бы обеспечивать сбытом производителей молока в "несезон" и был бы дополнительным фактором стабилизации молочного рынка в этот напряженный период. Однако, по словам Даниленко, замещение растительных жиров молочными, как и положено по технологии производства мороженого, неизбежно приведет к увеличению себестоимости его производства примерно на 30 процентов, что невыгодно производителям. А покупателям? Влияние растительных масел на организм еще до конца не изучено, а детям, которые так любят "морожку", молочные белки были бы гораздо полезнее.
При покупке следует обращать внимание на то, есть ли в составе мороженого пункт "растительный жир". Хотя зачастую производители не расшифровывают, какой он - пальмовый или кокосовый. К тому же на этикетке редко указывают соотношение молочного и растительного жиров, поэтому степень "растительности" мороженого оценить трудно. Если есть знак ГОСТа, то, скорее всего, мороженое настоящее, если "ТУ", то растительное. По правилам в молочном, сливочном или пломбире растительного жира вообще быть не должно. Если выбирать из добавок, то "натуральнее" будут курага, изюм, орехи, а также ягоды и фрукты средней полосы России. Фруктовый лед в своей общей массе ненатуральный - восстановленное пюре или подкрашенная вода. А щербет лучше выбрать из местных плодов (клубника, малина, брусника), и стоить он не может меньше 15-20 рублей.