29.06.2010 06:30
    Поделиться

    Олег Уткин: Для развития инновационного бизнеса в России эффективнее снимать барьеры, чем создавать стимулы

    - Участники рынка пристально наблюдают за деятельностью РВК и фондов, созданных с ее участием, особенно за Фондом посевных инвестиций. Это вполне объяснимо, ведь они призваны устранить "провалы" в области венчурного инвестирования.

    Фонд работает с проектами посевной стадии: когда бизнес-идея уже оформилась, но нужны инвестиции на дополнительные маркетинговые исследования, завершение работ над опытным образцом. Его работа строится на модели ГЧП: в каждом проекте ФПИ РВК участвует совместно с венчурным партнером, который осуществляет поиск инновационных проектов, подготовку их к представлению на инвестиционный комитет ФПИ РВК и пост инвестиционное сопровождение проектов. Одним из условий инвестирования ФПИ в проекты является наличие частного инвестора на 25% от суммы инвестиций. Его также находит венчурный партнер. Вкладывая деньги в проект, ФПИ РВК и венчурный партнер претендуют на долю в бизнесе инновационной компании, то есть на долю будущей прибыли и возможность влиять на управление компанией, разделяя риски с владельцем бизнеса. Сейчас ФПИ развивает сеть венчурных партнеров. Процесс идет достаточно успешно: рассчитывали к концу года найти около 50 партнеров, а сегодня их уже более 40.

    Как сделать привлекательным инновационно-технологический бизнес в России? Позиция РВК: намного эффективнее снимать барьеры, чем создавать стимулы. То есть стимулировать инновационную деятельность необходимо, но гораздо проще и дешевле ей не мешать. Процедуры оформления, ведения, контроля должны стать максимально понятными и прозрачными.

    В свете этого первоначальная концепция РВК как "фонда фондов" расширена до концепции института инновационного развития, который должен не подменять собой рыночную среду, а способствовать ее становлению. Заставить бизнес стать инновационным невозможно, можно лишь сделать это направление более привлекательным, и тогда туда придут ресурсы и кадры. Для достижения этой цели нужно решить ряд задач. В упрек государству ставят отсутствие полного пакета федеральных законов и нормативных актов, регулирующих инновационный бизнес. В то же время принято 50 региональных законов об инновациях, но нет федерального закона об инновациях.

    Почему он не принимается? В первую очередь потому, что закон должен что-то регулировать, а сейчас пока регулировать на федеральном уровне собственно нечего - нет развитого инновационного процесса в экономике.

    Есть и другая точка зрения, которую я разделяю: возможно, федеральный закон об инновациях и не нужен, потому что инновационная сфера с экономической точки зрения мало чем отличается от обычной деятельности. Закон нужен для того, чтобы дать глоссарий определений: что такое "инновации", "кластер" и т.д., и скорее как закон о внесении изменений и дополнений в существующее законодательство, которое бы упрощало порядок ведения такого вида предпринимательства.

    Один из пунктов бизнес-плана РВК на 2010 год - проанализировать региональное и федеральное законодательство и инициировать его изменение в лучшую для инвестора сторону. Ведь любые законодательные и прочие барьеры в экономическом смысле - это дополнительные расходы, которые компания несет с точки зрения времени, финансовых затрат на их преодоление и т.д.

    В настоящий момент РВК подписала соглашения о сотрудничестве с десятью регионами. Их цель - развитие инновационной деятельности и создание в регионе собственной индустрии венчурного инвестирования. Кроме РВК их обычно подписывают исполнительная власть и третья сторона - либо университет, либо какая-то компания, которая чаще всего становится венчурным партнером ФПИ. А дальше конкретные договоренности и проекты могут оформляться как дополнения к нему.

    Поделиться