29.06.2010 06:10
    Поделиться

    Продажи кондиционеров в РФ с начала года увеличились на 18 процентов

    На рынке кондиционеров наступили жаркие дни

    Рекорды продаж климатической техники совпадают с температурными. Сейчас, например, бум на кондиционеры. С начала текущего года руководители зарубежных компаний-производителей отметили в РФ рост в 18%. Ведущие аналитики отрасли оценивают "кондиционерный" потенциал России как один из самых перспективных во всем мире. И не только из-за температурных рекордов. Если тенденция продолжится, в ближайшие несколько лет российский рынок климатического оборудования может выйти на первое место в Европе.

    "В России продажа кондиционеров почти не подверглась влиянию кризиса, - считает директор Института холода и систем кондиционирования Борис Бабакин. - Несмотря на то что количество замороженных строительных объектов довольно велико, системы кондиционирования продолжают продаваться как в Москве, так и в других регионах России. Клиент обращает внимание на гарантию, монтаж кондиционеров, их шумность и экологичность. Многие покупатели стремятся приобрести только инверторный кондиционер, поскольку такая система позволяет экономить электроэнергию".

    Любопытно, что для многих покупателей кондиционеров важную роль играет дизайн оборудования. По мнению маркетологов, именно поэтому японские производители марок Panasonic, LG и Toshiba, уделяющие повышенное внимание внешней привлекательности моделей, уже заняли 35% рынка. Правда, кондиционеры японских производителей относятся к элитному ценовому сегменту: их стоимость превышает $1 тыс. Основной же объем потребления бытовых кондиционеров приходится на модели эконом-класса. Основными производителями здесь выступают компании Samsung, Daewoo и Daikin (стоимость кондиционера от $250 до $800). Европейские (Argo, DeLonghi), американские (Carrier, McQuay, York) и израильские (Electra, Tadiran) кондиционеры стоят дешевле японских моделей (начальная цена колеблется около $800-1200), но по степени надежности и функциональности такая техника превосходит недорогие корейские аппараты. Кроме того, на рынок вышли и российские марки - Rolsen (российское производство кондиционеров сингапурской компании Rolsen), "Энергия" (производство кондиционеров российской компании "Энергия-Климат") и МВ, а также китайские производители. "Появление китайских компаний может поколебать позиции других производителей, - считает гендиректор компании "Биоконд" Илья Волков. - Главный аргумент китайцев - цена: себестоимость их кондиционера на 20% ниже корейских. Российские же производители в свою очередь стараются отвоевать себе место на рынке продажей кондиционеров в кредит".

    Аналитики отмечают, что российский рынок не только растет количественно, но и претерпевает важные структурные изменения. Так, сбыт оконных кондиционеров окончательно локализовался в южном регионе: на него приходится 73% продаж, еще 9% реализуется на Дальнем Востоке. Зато в центральных регионах наблюдается быстрый рост спроса на современные мощные сплит-системы, объем продаж которых вырос более чем на 70%.

    "Впрочем, делать прогнозы на рынке кондиционеров - занятие не из легких, - считает аналитик ассоциации "Японские кондиционеры" Михаил Литвинчук. - Как и агропром, этот рынок в значительной степени зависит от изменчивости погоды и климата места проживания клиентов. Скажем, хуже всего кондиционер чувствует себя на побережье, где дует соленый бриз, - случается окисление теплообменников. Там срок службы минимальный: и в Новороссийске, и в Сочи техника редко "живет" дольше 5 лет. Зато в сухой континентальной Сибири кондиционер служит до 10 лет, а то и дольше".

    Сегодня российский рынок кондиционеров состоит условно из трех частей. Первая - это кондиционеры для офисных и производственных нужд. Эта часть рынка стабильна в своем развитии и мало подвержена колебаниям, связанным с изменением климата. Закупки техники производятся в плановом порядке, так как в смету строительства или ремонта, как правило, сразу же закладывается стоимость установки системы кондиционирования и вентиляции. Помимо этого на рост продаж влияет увеличение числа крупных и корпоративных заказчиков.

    Другая часть рынка кондиционеров - дорогое элитное жилье - также в основной своей массе предусматривает установку кондиционера еще на стадии проектирования. Поэтому рынок кондиционеров, устанавливаемых в загородных домах, коттеджах, элитных квартирах, растет стабильно. В этом сегменте рынка, как и в первой его части, используются практически все виды кондиционеров: бытовые, полупромышленные, промышленные кондиционеры, а также системы VRF.

    Но есть и третья часть рынка, в которой применяются исключительно бытовые типы кондиционеров, - типовые массовые застройки. На этот сегмент рынка приходится самое большое количество продаж, но именно он в особенной мере подвержен колебаниям в зависимости от капризов погоды.

    "Однако главный фактор, влияющий на состояние рынка кондиционеров, - это все же уровень стабильности в экономической сфере и общая степень благосостояния в стране, - считает директор компании "Кондиционер-СПб" Александр Васильев. - Наметившиеся сегодня тенденции стабилизации и укрепления экономики позволяют предположить, что к 2013 году средний прирост рынка достигнет 50-60%".

    Поделиться