Субъекты РФ не смогли до 1 июля сформировать планы модернизации моногородов

Парфино, районный центр Новгородской области, стало на один день учебным полигоном для участников выездного заседания межведомственной рабочей группы, которая изучает методы снижения негативного воздействия финансового кризиса на развитие монопрофильных городов в субъектах РФ.

По признанию Александра Габитова, первого заместителя губернатора Новгородской области, местные власти всерьез опасались, что в 2009 году Парфинский фанерный комбинат станет вторым Пикалево. На тот момент, когда в соседней, Ленинградской области разгорался промышленно-социальный катаклизм и долги по зарплате достигали 40 млн рублей, на ПФК были сокращены 1400 из 1700 работающих, а общая задолженность значилась в 50 млн рублей. Безработица подбиралась к 14%, у населения как снежный ком росли просрочки по кредитам и услугам ЖКХ. Бюджет Парфинского района, состоявший на 50% из налогов ПФК, разом "просел".

Более года положение ПФК было, что называется, подвешенным. Параллельно с поисками надежного хозяина для фанерного комбината новгородские власти разработали собственную программу диверсификации экономики района. В результате сейчас можно говорить о создании более десятка малых и средних предприятий в сфере лесопереработки и одном крупном сельскохозяйственном инвесторе сразу с тремя проектами на 2011-2014 годы - комбикормовым заводом, элеватором и мясокомбинатом. Все планы подкреплены соглашениями и договорами, хотя безработица и так снизилась до 3,9%. Тем не менее Василий Убогов, глава Парфинского района, надеется, что его территория все же попадет в список очередников, которым государство окажет помощь.

Тем временем для ПФК, находящегося в стадии банкротства, была найдена управляющая компания, которая за полгода вернула на завод более 400 человек, возродила часть производства и готовится запустить линию по выпуску большеформатной березовой фанеры.

На обеде в заводской столовой Марина Суховерхова, генеральный директор управляющей компании "Илим-ПФК", рассказывает, что в среднем в течение месяца на территорию ПФК приходит еще до 500 человек - подметать, полоть, красить и даже перекладывать рельсы. Так действует программа временной занятости. И ее не чураются те, кто был мастером или инженером на "фанерке", но попал под сокращение. Кстати, и сама столовая, которая вмещает человек сто, - плод антикризисной политики новых управленцев. "В столовой нас теперь кормят бесплатно все четыре смены", - поясняет на подходе к одноэтажной постройке технолог Ольга Михайлова. Она одна из тех, кто был сокращен, но спустя три месяца она вновь вернулась на предприятие.

В течение 2009-2010 годов на переобучение, временные работы, создание новых предприятий в Новгородской области было потрачено около 70 млн рублей, полученных из федерального бюджета по программе снижения напряженности на рынке труда. И это только одна из 60 целевых программ поддержки, которыми могут воспользоваться российские моногорода. А всего населенных пунктов, имеющих признаки монопрофильных, в России насчитали более 400, но лишь 27 из них получат финансовую помощь из федерального центра, как представившие реальные программы выхода из кризиса. В минрегионе констатировали, что большинство моногородов с этой задачей к назначенному сроку - 1 июля - не справились.

- Основная задача составителей планов - вывести города в зону управляемых рисков и обеспечить их саморазвитие, а не в том, чтобы развивать моногорода за счет федеральных денег, - заявил Андрей Нещадин, сотрудник департамента мониторинга и оценки эффективности деятельности органов государственной власти Минрегиона России. - Когда в министерство предоставляют план, согласно которому на одного человека приходится от 500 тысяч до одного миллиона федеральных рублей, ответ один: ребята, может, просто раздадим эти деньги населению? Вариант под названием "дайте нам федеральные деньги, мы придумаем, куда их потратить" не проходит.

Правда, программы поддержки моногородов разбросаны по разным министерствам, ведомствам и фондам, и подчас при формировании так называемых КИПов - комплексных инвестиционных планов - найти их оказывается нелегко. По словам Максима Мазуровского, первого замминистра экономического развития Республики Карелия, 80% времени тратится на сбор информации и документов, необходимых для создания КИПов. Его поддержали другие участники заседания рабочей группы, призывая создать "одно окно". Но это вовсе не то же самое, что создание единой федеральной программы по моногородам - Андрей Нещадин пояснил, что такого нет и быть не может: слишком различны в них ситуации. Роднит их между собой нежелание собственников монопредприятий посвящать власти в собственные планы и нехватка денег у муниципалитетов на разработку КИПов.

Как показывает опыт, организация совместной работы всех уровней власти по предупреждению создания кризисной ситуации в моногородах обходится для бюджета гораздо дешевле, чем возможные затраты в случае обострения кризиса. В Тверской области, например, в поле зрения властей находится 41 "рискованное" поселение, но критичных моногородов - восемь. "Работу ведем везде, но никогда не знаешь, где рванет", - признается Анатолий Боченков, заместитель губернатора. Тем не менее Тверь пока не представила ни одного плана - они, возможно, будут готовы к концу года.

Сама по себе ситуация с моногородами не разрешится, спасти ее может только диверсификация экономики населенных пунктов, полностью зависящих от одного предприятия. По мнению Галины Изотовой, первого заместителя председателя Комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике, органам местного самоуправления необходимо расширять горизонты стратегического планирования до 2020 года, а при необходимости и до 2025 года. Задачу федеральной власти депутат видит в необходимости "сформировать принципы и разработать порядок выделения финансовых ресурсов федерального бюджета для моногородов на долгосрочную перспективу, при этом продлив срок предоставления этих кредитов регионам для моногородов с трех до пяти-семи лет".