Парфино, районный центр Новгородской области, стало на один день учебным полигоном для участников выездного заседания межведомственной рабочей группы, которая изучает методы снижения негативного воздействия финансового кризиса на развитие монопрофильных городов в субъектах РФ.
По признанию Александра Габитова, первого заместителя губернатора Новгородской области, местные власти всерьез опасались, что в 2009 году Парфинский фанерный комбинат станет вторым Пикалево. На тот момент, когда в соседней, Ленинградской области разгорался промышленно-социальный катаклизм и долги по зарплате достигали 40 млн рублей, на ПФК были сокращены 1400 из 1700 работающих, а общая задолженность значилась в 50 млн рублей. Безработица подбиралась к 14%, у населения как снежный ком росли просрочки по кредитам и услугам ЖКХ. Бюджет Парфинского района, состоявший на 50% из налогов ПФК, разом "просел".
Более года положение ПФК было, что называется, подвешенным. Параллельно с поисками надежного хозяина для фанерного комбината новгородские власти разработали собственную программу диверсификации экономики района. В результате сейчас можно говорить о создании более десятка малых и средних предприятий в сфере лесопереработки и одном крупном сельскохозяйственном инвесторе сразу с тремя проектами на 2011-2014 годы - комбикормовым заводом, элеватором и мясокомбинатом. Все планы подкреплены соглашениями и договорами, хотя безработица и так снизилась до 3,9%. Тем не менее Василий Убогов, глава Парфинского района, надеется, что его территория все же попадет в список очередников, которым государство окажет помощь.
Тем временем для ПФК, находящегося в стадии банкротства, была найдена управляющая компания, которая за полгода вернула на завод более 400 человек, возродила часть производства и готовится запустить линию по выпуску большеформатной березовой фанеры.
На обеде в заводской столовой Марина Суховерхова, генеральный директор управляющей компании "Илим-ПФК", рассказывает, что в среднем в течение месяца на территорию ПФК приходит еще до 500 человек - подметать, полоть, красить и даже перекладывать рельсы. Так действует программа временной занятости. И ее не чураются те, кто был мастером или инженером на "фанерке", но попал под сокращение. Кстати, и сама столовая, которая вмещает человек сто, - плод антикризисной политики новых управленцев. "В столовой нас теперь кормят бесплатно все четыре смены", - поясняет на подходе к одноэтажной постройке технолог Ольга Михайлова. Она одна из тех, кто был сокращен, но спустя три месяца она вновь вернулась на предприятие.
В течение 2009-2010 годов на переобучение, временные работы, создание новых предприятий в Новгородской области было потрачено около 70 млн рублей, полученных из федерального бюджета по программе снижения напряженности на рынке труда. И это только одна из 60 целевых программ поддержки, которыми могут воспользоваться российские моногорода. А всего населенных пунктов, имеющих признаки монопрофильных, в России насчитали более 400, но лишь 27 из них получат финансовую помощь из федерального центра, как представившие реальные программы выхода из кризиса. В минрегионе констатировали, что большинство моногородов с этой задачей к назначенному сроку - 1 июля - не справились.
- Основная задача составителей планов - вывести города в зону управляемых рисков и обеспечить их саморазвитие, а не в том, чтобы развивать моногорода за счет федеральных денег, - заявил Андрей Нещадин, сотрудник департамента мониторинга и оценки эффективности деятельности органов государственной власти Минрегиона России. - Когда в министерство предоставляют план, согласно которому на одного человека приходится от 500 тысяч до одного миллиона федеральных рублей, ответ один: ребята, может, просто раздадим эти деньги населению? Вариант под названием "дайте нам федеральные деньги, мы придумаем, куда их потратить" не проходит.
Правда, программы поддержки моногородов разбросаны по разным министерствам, ведомствам и фондам, и подчас при формировании так называемых КИПов - комплексных инвестиционных планов - найти их оказывается нелегко. По словам Максима Мазуровского, первого замминистра экономического развития Республики Карелия, 80% времени тратится на сбор информации и документов, необходимых для создания КИПов. Его поддержали другие участники заседания рабочей группы, призывая создать "одно окно". Но это вовсе не то же самое, что создание единой федеральной программы по моногородам - Андрей Нещадин пояснил, что такого нет и быть не может: слишком различны в них ситуации. Роднит их между собой нежелание собственников монопредприятий посвящать власти в собственные планы и нехватка денег у муниципалитетов на разработку КИПов.
Как показывает опыт, организация совместной работы всех уровней власти по предупреждению создания кризисной ситуации в моногородах обходится для бюджета гораздо дешевле, чем возможные затраты в случае обострения кризиса. В Тверской области, например, в поле зрения властей находится 41 "рискованное" поселение, но критичных моногородов - восемь. "Работу ведем везде, но никогда не знаешь, где рванет", - признается Анатолий Боченков, заместитель губернатора. Тем не менее Тверь пока не представила ни одного плана - они, возможно, будут готовы к концу года.
Сама по себе ситуация с моногородами не разрешится, спасти ее может только диверсификация экономики населенных пунктов, полностью зависящих от одного предприятия. По мнению Галины Изотовой, первого заместителя председателя Комитета Госдумы по делам Федерации и региональной политике, органам местного самоуправления необходимо расширять горизонты стратегического планирования до 2020 года, а при необходимости и до 2025 года. Задачу федеральной власти депутат видит в необходимости "сформировать принципы и разработать порядок выделения финансовых ресурсов федерального бюджета для моногородов на долгосрочную перспективу, при этом продлив срок предоставления этих кредитов регионам для моногородов с трех до пяти-семи лет".