Государство намерено отрегулировать тарифно-ценовую политику естественных монополий и усилить контроль за сделками с их участием. Минэкономразвития подготовило проект поправок в закон о естественных монополиях.
Владимир Рожанковский, директор аналитического департамента ИГ "Норд-Капитал", уверен, что усиление тарифно-ценового регулирования естественных монополий - это в целом положительная для экономики инициатива. "Не секрет, что повышенная экспортная налоговая нагрузка заставляет производителей искать недополученную прибыль в несправедливом ценообразовании на внутреннем рынке, - пояснил он. - Повышенные тарифы, и не только на бензин и на газ, а по всему спектру поставщиков услуг ЖКХ, раскручивают столь вредоносную для российской экономики инфляционную спираль. Это влечет за собой в конечном итоге переписывание ценников на товары народного потребления, медикаменты и прочие базовые позиции, входящие в расчет индекса потребительских цен минэкономразвития. В той мере, в которой президент и премьер преисполнены решимостью навести порядок с российской инфляцией и таким образом разморозить кредитование банками реального сектора, любые подвижки в этом направлении должны восприниматься экономистами с воодушевлением".
Как объясняет Валерия Байраченко, руководитель юридического отдела Юридического бюро "Падва и Эпштейн", изменения коснутся методов тарифно-ценового регулирования деятельности субъектов естественных монополий, а также процедур согласования отдельных сделок, при совершении которых требуется получение предварительного согласия ФАС или его последующее уведомление.
"Изменения в ценовом регулировании направлены на создание условий для более гибкого принятия тарифных решений при выборе методов регулирования, - говорит эксперт. - Также он направлен на обеспечение недискриминационного доступа потребителей к товарам (услугам), производимым субъектами естественных монополий, что не может не вызывать удовлетворение у потребителей. В законопроекте предпринимается попытка исключить дублирование согласовательных функций по отдельным сделкам и действиям".
В частности, по словам Валерии Байраченко, законопроектом унифицируется порядок и основания принятия решений по рассмотрению ходатайств, которые субъекты естественных монополий должны подавать в рамках законодательства о естественных монополиях и в рамках антимонопольного законодательства.
Эксперты в целом положительно оценили законопроект, но отметили, что эти инициативы не решают вопроса открытости естественных монополий перед обществом."Принятие закона, регулирующего взаимоотношения между государственными органами, регулирующими деятельность субъектов естественных монополий, безусловно, необходимый и правильный шаг, - говорит Андрей Кузнецов, гендиректор медиахолдинга "Опора-Кредит".-Производить тонкую настройку, корректировку механизмов регулирования нужно всегда, как только назревает такая необходимость. С принятием этого закона у госорганов появятся новые инструменты регулирования, дублирующиеся ранее различными ведомствами функции будут унифицированы. Поэтому его принятие можно расценить как правильный шаг на пути развития конкуренции. Но остается чрезвычайно важный вопрос, который пока не решается, - открытость естественных монополий перед обществом".
По словам эксперта, насколько эффективны госкомпании, компании-монополисты, известно лишь госчиновникам и непосредственно менеджерам этих компаний. "Регулировать размер возврата на инвестированный капитал, наверное, правильно, но вопрос в том, кто считает этот показатель, как определяется размер return, а вернее доходы и расходы, которые учитываются при подсчете этого показателя. Насколько расходы прозрачны, эффективны, многим неизвестно, - говорит Андрей Кузнецов.- Процесс открытости, доступности информации мог бы также послужить для реализации целей усиления регулирования и развития конкуренции хорошую службу".