В Москве прошло Всероссийское совещание по проблемам молодых ученых и специалистов.
У российской науки тьма проблем. И растут они из одного корня - мизерного финансирования. Например, вся Российская академия наук получает из бюджета как средний американский университет. Бедность не привлекательна, а потому молодежь отвернулась от науки. В рейтинге ее приоритетов ученый занимает место во втором десятке. Две красноречивые цифры: всего шесть процентов студентов видят себя учеными и только 0,6 процента в конце концов остаются работать в науке. Стоит ли удивляться, что средний возраст кандидатов наук в стране - 53 года, докторов перевалил за 60 лет. Кто же займется модернизацией страны? Для этого требуется армия молодых специалистов, вооруженных самыми современными знаниями.
Болевые точки молодежной науки известны как дважды два. Низкие зарплаты, проблемы с жильем, с современным оборудованием, карьерным ростом, а значит, перспективами и возможностью реализовать себя. Следствие - всего в 15 процентах вузов ведутся научные исследования. В мире уже давно признано, что подобное образование, по сути, второсортно. Такие выпускники не знакомы с последними научными достижениями, у них нет вкуса к самостоятельной работе. Словом, диагноз неутешителен.
Впрочем, участники прошедшего форума считают, что в последние два года ситуация стала меняться. В вузы пошли большие по российским меркам деньги. Директор департамента стратегии и перспективных проектов в образовании и науке минобрнауки Сергей Иванец, говоря о системе поддержки молодых ученых, особо выделил три основных направления. Прежде всего это программа "Научные и научно-педагогические кадры инновационной России", на нее ежегодно выделяется несколько десятков миллиардов рублей. Число выигранных грантов приблизилось к трем тысячам. Другой масштабный проект - конкурсы национальных исследовательских университетов. В очень жесткой конкурентной борьбе уже отобрано почти 30 победителей. От них ждут, прямо скажем, многого. В университетах доля молодых сотрудников должна вырасти с 32 до 48 процентов, а выпускников, трудоустроенных по специальности, - с 64 до 87 процентов, количество статей в признанных научных изданиях увеличится в три раза. Будет создано более 250 научных лабораторий, оснащенных высокотехнологичным оборудованием, зарегистрировано не менее 1500 патентов.
Еще один "конек" минобрнауки - приглашение в Россию работающих за границей соотечественников, чтобы руководить здесь научными коллективами. Такой конкурс уже проведен, он, по словам Сергея Иванца, вызвал большой интерес: победителями оказались ученые, проживающие и работающие в 22 зарубежных странах. "Цена" каждого проекта - до четырех миллионов рублей, выделяемых на два года.
Куда дороже обойдется казне приглашение в вузы асов мировой науки. На каждый научный проект, который они возглавят, будет выделено 150 миллионов рублей. По словам ректора Московского инженерно-физического института Михаила Стриханова, когда эту цифру слышат зарубежные профессора, у них округляются глаза. Кто знает, может, скоро нам надо ожидать десант мэтров науки, даже и нобелевских лауреатов. Официально конкурс объявлен 25 июня 2010 года, а итоги будут подведены уже в ноябре.
- Мы призываем вас к самому активному участию в этой программе, - обратился Сергей Иванец к участникам форума. - У вас появляется шанс войти в исследовательскую группу одного из мировых научных лидеров, учиться у него, расти под его руководством и пользоваться его авторитетом. Это ли не возможность, о которой мечтает каждый молодой ученый? Ландау уже в 27 лет был профессором и ведущим физиком-теоретиком, Колмогоров в 23 года получил выдающиеся результаты, Гейзенберг в 31 год удостоился Нобелевской премии. Средний возраст инженеров-исследователей, работавших в США по программе "Аполлон", - 26 лет.
А что же сами будущие Ландау и Колмогоровы, ради которых и проводился этот форум? На пленарном заседании их голос практически не звучал. Здесь слово держали высокие и не очень чиновники, которые доносили до молодых свои отчеты о проделанной работе и будущие планы. Зато в кулуарах молодые высказывались по полной программе. Например, один из участников, пожелавший остаться неизвестным, сказал корреспонденту "РГ", что не видит особого смысла в данном совещании: "Большие начальники сейчас выступят и уедут, а потом мы останемся наедине друг с другом и опять начнем плакаться о давно наболевшем. И вообще такое собрание не имеет смысла, так как здесь нет ни одного бизнесмена. А ведь наше будущее зависит от них, от спроса на науку".
Эти слова о бизнесе - знаковые. На прежних совещаниях ничего подобного не говорилось. Крайне важно, что прозвучавшее мнение не единично, наоборот, оно превалирует. Скажем, член Совета молодых ученых из Омска Владимир Голавский на первое место ставит наведение мостов между наукой и бизнесом: "Там есть и деньги, и спрос, но предприниматели не знают, что имеется в портфеле науки, - говорит Владимир. - Нам надо учиться заявлять о себе, активно продвигать свои проекты, а не складывать их на полку и ждать, когда ими кто-то заинтересуется".
Как зарабатывать на интеллекте, уже продемонстрировал лауреат премии президента РФ для молодых ученых 2009 года Алексей Князев из Томского госуниверситета. Он создал и внедрил на одном из химических заводов установку, которая позволила России избавиться от дорогого импорта.
- Я сейчас езжу на разные предприятия и задаю один и тот же вопрос: что вам надо, и всегда слышу один и тот же ответ: ничего, - рассказывает Алексей. - Потом часа два беседуем, предлагаю усовершенствовать вот эту вашу технологию, вот эту... И выясняется, что все надо. В итоге - ударяем по рукам. Конечно, для такой беседы нужно основательно подготовиться. Но как иначе продвигать свои разработки.
В его лаборатории 50 сотрудников, и почти все параллельно работают в малых инновационных предприятиях. В проектах участвуют и студенты, причем получают по 15, а кое-кто и по 40 тысяч рублей. Некоторые уже обзавелись машинами. "Представляете восторг молодого парня, когда видит, как его идея из "колбы" реализуется в "железе", а рядом стоит дядя и спрашивает, что к чему, - говорит Князев. - Вообще прекрасных идей - масса, но бизнес они не интересуют. Он не даст ни копейки, если вы ему не покажете эту самую "железку". А чтобы их создавать, требуется сеть технопарков, и все лучшее оттуда должно выставляться на конкурсах в Сколково. В принципе я намерен перетащить туда свою команду, у нас есть что предложить.
О бизнесе на интеллекте, на высоких технологиях Алексей Князев может говорить часами. Он уверен, что в этой сфере даже в нынешних, очень непростых для науки и инноваций условиях можно достигать успеха. Например, студент из Томска Дмитрий Клименко открыл успешную фирму в американской Силиконовой долине, а 23-летний Артем Кокорин из Томского политеха придумал новый способ сварки и уже организовал производства в разных регионах России.
Такой настрой на реализацию своих разработок обнадеживает. Молодежь меньше надеется на государство, а больше - на себя.